багетная мастерская

обрамление

реставрация

развеска

печать

живопись

доставка

КАРТИН

+7 (495) 517-59-33

+7 (916) 651-00-11 (WhatsApp)    

Москва, ул. Щепкина, 58, с. 3

 

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Реставрация

Реставрация

Реставрация (лат. restavratioвосстановление ) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.

Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.

Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.

Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.

Все виды работ, проводимых на поврежденных произведениях искусства, принято называть одним общим термином — реставрация. Между тем это обобщающее понятие охватывает три по существу различных комплекса работ: консервацию, собственно реставрацию и реконструкцию.

В практике реставрации эти виды работ могут сосуществовать как различные этапы единого процесса или же быть самостоятельными, с привлечением соответствующих каждому специфических способов и средств.

«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»

— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.

История реставрации

"Настоящее сохраняет прошлое для передачи будущему". Консервация и реставрация столь же древние, как и само произведение искусства, поскольку процесс разрушения заложен уже при его создании. Искусство, как и человек, не может избежать старости. Реставрация существовала еще в античности: Плиний Старший и Витрувий описывают перенесение фресок. В III в. н.э. появилась и первая критика реставрации. В средние века реставрация религиозных картин производилась либо для того, чтобы сохранить моленные образы, либо для того, чтобы привести их в соответствие современным вкусам. Это было их счастьем, так как из-за равнодушия последующих эпох, особенно XVII и XVIII вв., к средневековым картинам многие из них погибли. Из источников мы знаем, что забота по улучшению произведений предшественников доверялась знаменитым художникам; так, Лоренцо ди Креди поправлял картины Паоло Уччелло и Фра Анджелико. В Генте в 1550 Ян ван Скорел и Ланселот Блондель получили задание привести в порядок алтарь работы Яна ван Эйка, в который они внесли некоторые собственные элементы.

В эпоху Контрреформации, после решений Тридентского собора(1545-1563), религиозные картины и росписи стали приводиться в соответствие с новым благочестием. Нагота и светскость мало подходили клиру; так, в 1564 Даниеле да Вольтерра было поручено задрапировать обнаженные фигуры на фреске "Страшный суд" Микеланджело в Сикстинской капелле. В 1576 IV провинциальный Миланский собор рекомендовал епископам не только сжечь сильно испорченные моленные образы и поместить их пепел в церкви во избежание осквернения,но и "обновить" те, которые лучше сохранились, с целью укрепления набожности. Церковные картины следовало отреставрировать, что означало, по сути, "переписать" их заново. В Риме в конце XVII в. реставрацией занимался знаменитый художник Карло Маратта. В частности, он реставрировал Станци и Лоджии Рафаэля, галерею братьев Карраччи в Палаццо Фарнезе. Он слыл большим мастером, и когда папа попросил его прикрыть декольте "Мадонны" работы Гвидо Рени, он использовал пастельные краски, которые можно было легко удалить, - эта одна из ранних попыток "обратимости".

Во Франции первые упоминания о консервации и реставрации живописи связаны с устройством коллекции Франциска 1 в Фонтенбло: картины "мылись", "чистились" и "освежались". Приматиччо, который играл главную роль в росписях Фонтенбло, был обязан поддерживать в хорошем состоянии и картины.

В ту эпоху реставрация знаменитых произведений, как правило, доверялась не менее знаменитым художникам; иногда же ею занимались ловкие копиисты, способные подражать мастеру. В XVII в. в Фонтенбло возникла целая группа художников консерваторов-реставраторов. Картины были деталями интерьеров и поэтому часто увеличивались или уменьшались в соответствии с той декорацией, в которую они должны были вписаться. Со второй половины XVII в.частым становится "дублирование" оригинальной картины.

В XVII веке Шарль Лебрен, первый художник короля, получил титул "хранителя картин" и был обязан содержать в порядке коллекцию королевских картин, расположенную в Лувре, по уходу за которыми он использовал "умелых людей", о чем свидетельствуют источники.

Но с 1699 с назначением на должность хранителя Пайе, которому поручено специально содержание и реставрация картин из королевских собраний, выработалась подлинная доктрина реставрации, развитая директорами Королевских строений и нашедшая свое завершение в разумной и внимательной концепции графа д'Анживилле в конце XVIII в. В 1701 место Пайе занял Франсуа Стимарт, а в 1740 - Жозеф Годфруа, реставратор, уже работавший у частных коллекционеров и регента. В 1741-1775 вдова Годфруа проводила реставрацию королевских картин с помощью двух художников, Франсуа Луи Колена и Гийемарта, а затем своего сына Жозефа-Фердинана Годфруа. Со смертью вдовы Годфруа (1775) граф д'Анживилле упразднил эту должность и создал специальную команду художников, дублировавших и реставрировавших холсты. Так, профессия стала на службу Короне; больше не было монополии одного мастера, но существовал отбор. Реставрация была отделена от дублирования холста. Секрет операций был упразднен, всякий новый способ изучался, за ценами и методами был установлен надзор. Именно в этих условиях в середине XVIII в. во Франции появилось важное техническое новшество - перенесение красочного слоя с одной основы, от которой он отслаивается, на другую. Известно, что эта техника была изобретена в первой четверти XVIII в. в Италии и попала во Францию через Брюссель.

Таким образом, во Франции накануне Революции реставрация использовала новейшие технические открытия - дублирование, перенесение, скользящий паркетаж. Все они были связаны с реставрацией основы.

1780-1815 - период значительной активности, особенно в связи с наплывом в Париж картин из Бельгии, Голландии, Италии и других стран в результате наполеоновских походов. Французские реставраторы приобрели большой опыт. В 1797-1802 Ж.-Б.-П. Лебрен получил должность эксперта, определяющего состояние всех иностранных картин, ввозимых в Париж, наблюдающего за реставрацией и контролирующего цены реставрационных работ. Он боролся за улучшение традиционных методов реставрации и за организацию конкурса для отбора лучших специалистов. Сторонник благоразумного очищения картины от позднейших записей, он был в некотором роде инициатором французского метода реставрации.

Знаменательное событие в истории реставрации произошло в 1802 - картина Рафаэля "Мадонна из Фолиньо" (Ватикан, пинакотека) была перенесена с дерева на холст.

В Италии (Болонья, Рим, Флоренция, Неаполь) существовали местные традиции реставрации. В Венеции начиная с 1770 английский художник Питер Эдварде создал и возглавил Лабораторию Сан-Джованни э Паоло (мастерскую по реставрации картин из публичных собраний). В этих мастерских специалисты работали по научной теории и с большой осторожностью и уважением к произведению, на основе обратимости переделки, руководствуясь современными принципами и требованиями.Во Франции в XIX в. перенесение картины на другую основу и скользящий паркетаж были распространены повсеместно; эти операции произво- дили специалисты по дублированию холста и краснодеревщики. Реставраторы поновляли произведение как истинные живописцы. Их знания были эмпирическими и хранились в секрете. Их работа считалась "иллюзионистской" - картина производила впечатление нетронутой. В XX в. реставрация все более и более отходила от эмпиризма, превращаясь в научную дисциплину. Чтобы ответить на возрастающей интерес к острым проблемам музейных реставраторов, Международная служба интеллектуального сотрудничества изучила реставрацию живописи; отчет был опубликован в 1939.

Этические проблемы реставрации

Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.

Важнейшие принципы современной научной реставрации, провозглашенные международной Венецианской хартией, состоят в том, что «реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза...».

По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.

  • Первая — восстановление произведения в его первоначальном виде;
  • Вторая — сохранение объекта в максимально возможной неприкосновенности,
  • Третья — выявление и согласование исторических и художественных ценностей объекта»

По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям».

Основные принципы научной реставрации и консервации:

  • минимальное вмешательство в исторический материал произведения с максимальным его сохранением;
  • обоснованность и определение любого реставрационного вмешательства;
  • научность;
  • археологическая реставрация;
  • стилистическая реставрация;
  • историзм;

Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем».

  • правовое урегулирование взаимоотношений в реставрационной деятельности.

По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от омногих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип: «не навреди».

Однако главным все же остается мастерство реставратора, его знание живописи, его тактичность, благоразумие и моральные качества. "Эмпирическое на протяжении веков и обновленное тогда, когда от старых методов ничего не остается, искусство реставрации, мало известное широкой публике, да и самим художникам, вызывает, однако, всеобщее любопытство и даже самые противоречивые страсти" (Гулина).

Для России сферу охраны памятников регулируют:

  • Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». — М., 2002;
  • «Положение об охране и использовании памятников истории и культуры». — М., 1982;
  • «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры». — М., 1986;
  • «Об организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР».(приказ Министерства культуры СССР от 24.01.1986 № 33).

Национальные реставрационные службы

Каждая страна имеет свою собственную структуру, где охрана памятников, реставрация, научное изучение, преподавание не всегда собраны воедино, но многочисленные музеи имеют свои мастерские и лаборатории (Каирский музей, музей в Нью-Дели, Британский музей и Нац. гал. в Лондоне, Художественный музей в Дюссельдорфе и Базеле, Реставрационные мастерские в Москве). Во Франции под эгидой Управления музеями существуют две реставрационных службы: одна предназначена для ухода за картинами в национальных музеях, другая осуществляет инспекцию музеев, деятельность которых не ограничивается только живописью. Обе службы работают в тесном контакте с научной Лабораторией музеев Франции.В 1970 под эгидой Исторических памятников в Шан-сюр-Марн была создана научная лаборатория и мастерские по охране и реставрации произведений искусства. Они работают в пяти направлениях: камень, витраж, дерево, настенная живопись и гроты. Наконец, отвечая давним чаяниям, в 1977 в Париже был основан и в 1978 открыт Французский институт реставрации; его важнейшей задачей является подготовка реставраторов высокого уровня.

В 1950 был создан Международный институт охраны памятников искусства и истории (межпрофессиональное объединение) со штаб-квартирой в Лондоне. Его задача - способствовать научному и техническому изучению консервации и реставрации произведений искусства. В 1958 некоторые страны, члены ЮНЕСКО, создали Международный центр по охране и реставрации культурных ценностей со штаб-квартирой в Риме. Этот центр взял на себя координацию и распространение методов реставрации,создание специализированных лабораторий, в частности, в развивающихся странах. Около сорока лет назад в истории реставрации началась новая эпоха. Учитывая опасность, угрожающую культурным ценностям и тому месту, которое они занимают в нашей цивилизации, повсюду в мире были созданы институты, призванные спасти художественное достояние; эти институты бывают национальными и региональными, нередко они связаны с университетами. Они объединяют научную реставрацию и исследовательскую реставрацию. Среди них - Институт Курто в Лондоне, созданный в 1935, который имеет отделения техники живописи, охраны и реставрации памятников искусства и школу реставрации; Институт Дорнера в Мюнхене, основанный в 1938, который специализируется на исследованиях в области техники живописи; Центральный институт реставрации в Риме,созданный в 1940, который распространил свое научное учение и свои методы по всему миру; специалистыиз этого института - реставраторы фресок - приглашаются на консультации во многие страны. Королевский институт художественного наследия в Брюсселе, созданный в 1962, соединяет в себе все национальные службы, деятельность которых сосредоточена на изучении, сохранении и фотографировании художественного наследия, а также его последующее изучение>. Подобные институты существуют также в Лиссабоне, Мадриде, Мехико, Москве, Нью-Йорке, Штутгарте, Токио, Оттаве. Во многих странах технику реставрации преподают в институтах и университетах.

Основные виды реставрации