обрамление реставрация развеска печать живопись доставка КАРТИН |
|
Реставрационная мастерскаяПомещение реставрационной мастерскойСуществуют два типа реставрационных мастерских — мастерская при музее и мастерская при специализированной реставрационной организации. Независимо от подчинения мастерской требования к ее помещениям, оборудованию, оснащению должны отвечать условиям, сформулированным в «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», утвержденной Министерством культуры СССР, и в других приказах и инструкциях по организации хранения и реставрации произведений изобразительного искусства. Здание или помещение реставрационной мастерской должно отвечать требованиям, предъявляемым к музейным сооружениям: быть пожаробезопасным, изолированным от легко воспламеняющихся сооружений и хранилищ (например, бензозаправочных станций и газозаправочных пунктов), двери и окна должны обеспечивать сохранность произведений, поступивших на реставрацию, от хищения. Все проемы должны быть блокированы системой охранной сигнализации. Помещение должно быть оборудовано водопроводом с канализационным стоком, электрифицировано, иметь приточно-вытяжную вентиляцию или форточки в оконных рамах. Реставрационная мастерская должна быть оснащена противопожарными средствами, которые нужно периодически проверять на готовность и исправность. Для тушения пожара применяются углекислотные газовые огнетушители, так как они обеспечивают наилучшую сохранность музейных экспонатов. Курить в реставрационной мастерской категорически воспрещается. Реставрационная мастерская состоит из двух-трех взаимно связанных помещений. В первом помещении производится прием произведений, поступивших на консервационно-реставрационные работы, выдерживаются прибывшие в упаковке произведения живописи, если они были до этого на морозе, распаковываются ящики, сверяются сопроводительные документы. В период между получением и отправкой произведений, это же помещение используется для следующих реставрационных работ: столярной реставрации досок произведений, первичной обработки сильно загрязненных произведений (обеспыливание, уничтожение разрушающих биоорганизмов и т. д.) и других работ, не связанных с красочным слоем. Здесь также может комплектоваться оборудование и храниться инструмент, материалы (особенно упаковочные). Если это помещение непосредственно примыкает к тому, в котором производятся чистые процессы, то в нем ставится несгораемый шкаф для хранения химикатов и других материалов. Второе помещение предназначено для проведения различных консервационных и реставрационных работ, в основном со слоем живописи и левкаса. В нем нельзя проводить работы, создающие пылевые отходы, засоряющие помещение. В третьем помещении, самом чистом и защищенном от пыли, находятся произведения, на которых проводятся тонирование утрат живописного слоя и нанесение покровных (защитных) слоев на живопись. Здесь же открыто хранятся произведения после реставрации до их отправки в место постоянного нахождения. Если третьего помещения нет, то его функции выполняет второе. При выездах на объекты реставрации (памятники архитектуры и истории) часть работ, особенно консервационных,художники-реставраторы, проводят во временно предоставленных им помещениях. Там условия проведения работ должны максимально приближаться к условиям самого памятника, чтобы произведение не испытывало резких изменений температуры и влажности. Режим температуры и влажности в мастерскойРеставрационные помещения должны обеспечивать такой же температурно-влажностный режим, какой был в местах постоянного хранения произведений. Как правило, это режим отапливаемого музейного помещения. В некоторых случаях создается режим неотапливаемого помещения, из которого поступило произведение. Колебания режима среды ведут к изменению температуры и влажности внутри произведения, а следовательно, к его разрушению. Особенно страдают произведения на толстых досках (иконы, резьба и т. п.). Помещения реставрационной мастерской должны иметь отопительную и вентиляционную системы, которые обеспечивают режим температуры 12—18° и влажности 60—65% при суточных колебаниях не более 5%. В случае понижения влажности (что происходит обычно в отопительный период) ее повышают, используя специальные увлажнители. Их закрепляют на батареях отопления или ставят рядом с ними. Для увеличения интенсивности испарения в них вкладывают куски материи (байки или фланели). По мере пользования их нужно периодически простирывать, очищая от осевшей на них пыли и минеральных солей из жесткой воды. Для уменьшения солевых осадков на кусках байки или фланели в емкости увлажнителей заливают кипяченую воду, которая содержит меньше минеральных солей. Повысить влажность в помещениях можно и за счет снижения интенсивности отопления. Поэтому батареи отопления в помещениях реставрационных мастерских должны иметь вентили, с помощью которых можно регулировать подачу горячей воды в каждую группу установок. В большинстве помещений реставрационных мастерских и музеев в средней полосе бывает повышенная сухость. Однако в осенний и весенний сезоны может повышаться влажность, что вредно для произведений. Находящееся в помещении с повышенной влажностью произведение сразу не проявляет признаков нежелательных изменений, но доска и левкас отсыревают, набухают от влаги. Когда влажность воздуха в помещении становится нормальной, доски и левкас начинают просыхать и через месяц-два появляются деформации — выпирания левкаса и красочного слоя. Поэтому для понижения влажности воздуха используются осушающие установки. Оптимальный режим для хранения произведений живописи и других экспонатов, находящихся в музеях и реставрационных мастерских, обеспечивает система кондиционирования. Она состоит из комплекса аппаратов и приборов, предназначенных для регулирования температуры и влажности воздуха, его очистки от пыли и вредных газов, обеспечения вентиляции и циркуляции. Используются для кондиционирования два типа установок — централизованные и местные. Реставрация произведений в музеях и в памятниках архитектуры, имеющих систему кондиционирования, как правило, должна проводиться или в этих же зданиях, или в помещениях, также оборудованных кондиционерами. В зданиях, не имеющих такого режима, мастерские оборудуются местными кондиционерами. Для того чтобы регулировать режим температуры и влажности в помещениях реставрационных мастерских, следуетприменять психрометры, гигрометры, термобарогигрометры, а также термографы и гигрографы. Последние два прибора дают на специальных градуированных лентах суточного или недельного пользования сведения о температуре и об относительной влажности воздуха в помещении. Все остальные приборы имеют градуировку показателей только температуры, поэтому для определения относительной влажности воздуха по психрометрам нужно пользоваться специальными таблицами, прилагаемыми к приборам и к инструкциям по музейному хранению. На сохранность произведений в помещениях существенное влияние оказывает их размещение. Главное правило — это недопустимость размещения произведений вблизи отопительных установок, особенно в отопительный сезон. Пересушка, как правило, приводит к появлению трещин в доске, отставаний и вздутий в левкасе. Состояние произведения также зависит от скорости движения воздуха. Усиленное движение воздуха, как правило, приводит к пересушке произведения, а застой — к стимуляции деятельности биоразрушителей (плесеней, бактерий, насекомых). На скорость движения воздуха влияет расположение вентиляционных отверстий, отопительных приборов, оконных и дверных проемов. Скорость воздушных потоков в экспозиционных помещениях не должна превышать 0,3 м/сек., в фондах — 0,1 м/сек., в химической лаборатории —.0,5 м/сек. Для реставрационных помещений таких рекомендаций нет. Поэтому в реставрационной практике ориентируются на приведенные данные. Так, у стеллажей временного хранения произведений скорость циркуляции воздуха должна быть аналогична скорости его движения в музейных хранилищах. С этой целью стеллажи в мастерской располагают ближе к углам, где ток воздуха меньше. В то же время при работе с летучими органическими растворителями следует выбирать место ближе к окну, поскольку скорость движения воздушного потока здесь выше благодаря батареям водяногоотопления и оконным форточкам. Однако нельзя допускать слишком быстрого движения воздуха, так как это чрезмерно ускоряет испарение растворителей, что затрудняет проведение реставрационного процесса. Освещение реставрационной мастерскойВ реставрационной мастерской используются как естественный дневной свет, так и искусственное освещение. Лампами освещаются комнаты, рабочие места и отдельные участки работы на произведениях. Обильное освещение приводит к сильному утомлению глаз. Поэтому, если во время работы не требуется освещать все произведение в целом, то освещают только рабочий участок. На все окна мастерской вешаются белые шторы, которые не допускают попадания прямых солнечных лучей на произведение и не изменяют окраски света. Шторы должны быть из неплотной ткани, которая частично задерживает солнечные лучи и в то же время не затемняет рабочее место. Общее искусственное освещение в реставрационных мастерских должно быть близко к рассеянному естественному свету. Поэтому применяются люминесцентные лампы, вмонтированные в светильники ДНП. Специальные фильтры на светильниках с люминесцентными лампами снижают активность вредного для экспонатов ультрафиолетового излучения в четыре-пять раз. Лампы дневного света подбираются с учетом спектрального состава излучений, который обозначен на каждой серии ламп маркировкой: ЛБ — белый свет, ЛД и ЛДЦ — дневной свет, ЛХБ — холодный белый свет, ЛТБ — теплый белый свет; два типа улучшенной цветопередачи обозначены: ЛХБЦ — холодный белый свет и ЛТБЦ — теплый белый свет с двумя слоями люминофора. В музейной практике не рекомендуется пользоваться лампами марок ЛД и ЛДЦ, которые дают излучения, вредные для музейных экспонатов. Лампы остальных марок использовать разрешается. Для освещения мастерской и рабочих мест пользуются также лампами накаливания. Наиболее пригодными являются зеркальные лампы концентрированного распределения света ЗН-5, ЗН-6, ЗН-7, ЗН-8, зеркальные лампы уменьшенного размера типа НЗК, зеркальные лампы со средним светораспределением типа НЗС, лампы типа НГД и типа МОД с диффузоотражающим слоем со стороны цоколя, местного освещения типа МОЗ. При работах по удалению записей или выборке остатков потемневшей покровной пленки, а также при удалении остатков плотных загрязнений с покровной пленки удобно пользоваться осветителем ОИ-19 с лампой накаливания. Он дает небольшое световое поле, яркость освещения участка работы можно регулировать диафрагмой, а световой луч может быть изменен (окрашен) цветофильтрами. Изменяя цвет луча можно выявить различия цветовых оттенков в живописи, плохо видимые в обычном свете. Этот осветитель удобно сочетаетсяс лупами — налобными, на штангах и другими. У бинокулярных микроскопов МБС-2, применяемых в реставрационной практике, имеются специальные осветители, обеспечивающие освещение рабочего участка. Оборудование, приборы и инструментыПомещение стационарной реставрационной мастерской должно иметь необходимое для проведения работ оборудование, приборы, инструменты. В нем также хранятся материалы, нужные для проведения реставрационных работ. Во втором помещении мастерской для каждого художника-реставратора устанавливается по одному столу с ящиками для хранения документации и инструментов. Имеется также общий небольшой стол (подсобный) с мраморной или деревянной доской, покрытой асбестовым картоном. Он используется в первую очередь для размещения на нем электроплитки, а также для приготовления рабочих составов. Вытяжной лабораторный шкаф размещают недалеко от рабочих столов реставраторов. Вентиляционный выход шкафа монтируется к вытяжной трубе подведенной к помещению. Краны и сточные отверстия вытяжного шкафа соединяются с водопроводом и канализацией. Шкаф используется для приготовления и временного хранения небольших количеств легко испаряющихся растворителей и работы с ними, в него можно ставить электроплитку. В помещении необходимы два шкафа книжного или медицинского типа с полками. В одном размещаются инструменты и мелкое оборудование, в другом — материалы для работы. Произведения, находящиеся в мастерской, хранятся на деревянном переносном стеллаже, который может быть односторонним и двусторонним. Стеллаж состоит из двух основных частей — горизонтальной полки с настилом из реек и вертикальной рамы с пазами-ячейками для каждого произведения. Просветы между рейками полки обеспечивают нормальную циркуляцию воздуха вокругпроизведений. Эта полка отстоит от пола на 30 см. В случае необходимости (при пониженной влажности в помещении) под нее ставят кюветы с водой. Вертикальная рама стеллажа имеет две-три горизонтальные планки с пазами для фиксации произведений в вертикальном положении. Величину пазов и расстояние между ними целесообразно сделать разными: в передней части маленькие пазы по 5—6 см для произведений средних размеров, а в удаленной части— по 10 см для произведений больших размеров из толстых досок. Ячейки обиваются лентой из холста, сложенного в два-три раза, чтобы не поцарапать произведения. Стеллаж изготовляется в соответствии с размерами отведенного для него места. Ставить иконы на пол не разрешается. Во время перестановок на пол кладут рейки, а на них — произведения, между которыми прокладывают (в верхней их части) амортизационные подушечки. В мастерской нужно иметь один-два деревянных мольберта для осмотра произведений в вертикальном положении во время работы по удалению записей и тонированию утрат. Если в организации нет оборудованной столярной и слесарных мастерских, то в первом рабочем помещении реставрационной мастерской должен стоять верстак и находиться комплект столярных и слесарных инструментов. Эти инструменты необходимы реставратору для проведения работ по реставрации досок произведений, упаковки и распаковки экспонатов. В верхней части стен укрепляются металлические трубчатые штанги, как в залах музея. Они служат для развески произведений, за состоянием которых необходимо наблюдать в течение длительного времени. Для хранения быстропортящихся составов, особенно клеев, необходим бытовой холодильник. При проведении различных работ используются бытовой пылесос, электроплитка с закрытой спиралью и электроутюги с терморегуляторами. В мастерской должны быть магазинные весы, лабораторные и аптечные коромысловые весы с комплектами разновесов. В реставрационных процессах широко используется эмалированная бытовая посуда: ведра, бачки с крышками, кастрюли разных емкостей и кружки. Для проведения многих процессов необходима химическая лабораторная посуда, из стеклянной посуды — мерные стаканы для составления рабочих эмульсий и растворов, бюксы, плоскодонные колбы, капельницы, пробирки (кроме того стеклянные палочки и некоторые другие предметы), из керамической посуды — фарфоровые ступки, несколько кружек различной емкости ложки и другие предметы. Реставратор должен иметь этюдник для акварельной живописи с красками, белой палитрой, мастихинами различной формы, флейцами и кистями для акварельной и масляной живописи (беличьими, колонковыми, щетинными и другими). Для проведения визуальных исследований произведений живописи в ультрафиолетовых лучах используют ртутно-кварцевые лампы ПРК-4, ПРК-7 и другие. Для отсечения видимой части спектра применяются светофильтры УФС-1 или УФС-2. Удобен для пользования реставраторов медицинский аппарат УФЛ с горелкой и светофильтром,вмонтированными в пластмассовый футляр, аппарат портативный марки ОЛД-41 (ТУ 64-1-2242-72, 50Гц, 220В, 20Вт). Аппарат УФЛ позволяет контролировать состояние покровного слоя и поверхностных записей произведения . Для просмотра произведений в инфракрасной части спектра используют электронно-оптический преобразователь инфракрасных лучей. Для этой цели можно использовать ПНВ (прибор ночного видения), переюстированный с дальновидения на просмотр произведений живописи на близком расстоянии. Результат просмотра (если он дал положительный эффект) можно зафиксировать на специальную фотопленку. При удалении позднейших записей, потемневшего слоя лака или олифы, а также некоторых загрязнений, необходимы лупы с различной степенью увеличения и бинокулярный микроскоп типа МБС-2, имеющий штатив со штангой, которые позволяют работать на участках произведения, удаленных от его края. Бинокулярный микроскоп необходим также при обследовании состояния слоев произведения, особенно красочных. В реставрационной практике широко используется различный медицинский инструмент. Это прежде всего скальпели — общехирургические, глазные и другие. Наиболее удобны брюшистые скальпели, как глазные так и общехирургические. Однако их нужно перезатачивать, изменив угол заточки лезвия. Для подведения клея под отставания и вздутия левкаса используются медицинские шприцы марки «Рекорд». Их выпускают с емкостью в 1, 2, 5, 10, 20 мл. В реставрационных работах чаще пользуются шприцами большей емкости. Емкость обозначена штриховыми делениями и цифрами на стекле цилиндра. Стекло шприца «Рекорд» термостойкое, выдерживает кипячение в воде и быстрое охлаждение. При работе используются различные инъекционные иглы, а также — специальные, имеющие широкие каналы (иглы к аппарату Боброва, иглы для переливания крови с диаметром канала от 2 до 4 мм). При таком диаметре возможно введение под левкас клеевого раствора с порошком мела. Диаметр канала и длина иглы обозначаются номером, две первые цифры которого обозначают диаметр канала в десятых долях миллиметра, последние — длину иглы в миллиметрах. № 0640 означает, что диаметр канала трубки иглы 0,6 мм при ее длине в 40 мм, № 1060 — диаметр канала 1 мм, длина 60 мм. В процессе пользования шприцами и иглами для введения клеев, Особенно желатинизирующихся (застывающих) при охлаждении, их периодически во время работы и при перерывах кладут в горячую воду (70—90°). По завершении пользования необходимо промыть от клея шприц и иглу и в канал иглы ввести мандрёну (проволочку). Хранить их следует в просушенном состоянии. Если перед началом работы в ранее использованных шприцах и иглах остался клей, их следует прогреть в теплой воде и промыть. Для этих целей (как и для подогрева рабочего состава клея) удобно пользоваться медицинскими стерилизаторами. В мастерской должны быть стерилизаторы нескольких размеров. Кроме простых стерилизаторов, выпускаются электрические. В реставрационной практике удобнее пользоваться простыми стерилизаторами. Для инъецирования клеев (особенно негорячих), а также клеемелового состава можно пользоваться вместо медицинских шприцев резиновыми медицинскими спринцовками с мягкими наконечниками. В мягкие наконечники можно вставлять иглы, имеющие грушевидные канюли, которые прочно захватываются резиновыми стенками мягкого наконечника спринцовки. Пользоваться удобнее спринцовками малой емкости (№ 1, 2, 3). Для удаления мелких гвоздей при снятии окладов и особенно для удаления их из лицевой стороны доски необходимы костные кусачки, специально заточенные. Медицинские щипцы-кусачки, имеющие желобоватые губки и гладкую обработку закругленных губ, способнызахватить плотно прилегающую к поверхности оклада шляпку или даже стержень гвоздя, лишенный шляпки. Однако губки костных кусачек плотно смыкаются, и ими можно иногда перекусить стержень гвоздя. Чтобы этого, не происходило, нужно сточить захватывающую часть губок и маленьким напильником сделать небольшой вырез в них. При захвате гвоздик попадает в вырез и его стержень не перекусывается. Художнику-реставратору приходится самому изготовлять некоторые инструменты, например маленькие гладилки и шпатели из фторопласта, которые разработали художники-реставраторы В. П. Слезин и Р. П. Саусен. Они очень удобны для приглаживания красочного слоя темперной живописи при его укреплении и выправлении деформаций. В отличие от других пластиков фторопласт обладает минимальной адгезией — прилипаемостью, что позволяет вести приглаживание непосредственно по поверхности защитного покрытия произведения. Лучше всего использовать фторопласт марки 4-Б (МРТУ 6-05-810-71). Он легко обрабатывается ножом, скальпелем и напильником. Некоторые формы маленьких шпателей и гладилок показаны на прилагаемом рисунке, закрепляются они в цанговые карандашные держатели. Более сложно изготовление подошвы на медный утюжок, применяемый для теплового проглаживания при клеевом способе укрепления левкаса. Маленький утюжок из меди с фторопластовой подошвой имеет минимальную адгезию и долго сохраняет тепло. Подошва должна иметь толщину не менее 10 мм, так как более тонкая коробится при нагревании. Чтобы ее прикрепить, в ней и в медной подошве утюга делаются отверстия, в которые вставляются фторопластовые штыри. Утюжок, изготовленный только из фторопласта, тепло сохраняет хорошо, но он слишком лёгок, что требует больших усилий при проглаживании. Ряд инструментов и часть инвентаря описаны в главах, посвященных отдельным процессам реставрационных работ. Филатов В. В.Реставрация станковой темперной живописиВ этой главе описывается оборудование мастерской для проведения реставрационных работ с произведениями станковой темперной живописи на досках. Оснащение мастерской по станковой масляной живописи изложено в пособии «Реставрация произведений станковой масляной живописи» под редакцией И. П. Горина и 3. В. Черкасовой (М., 1977). |
Copyright © Галеон |
Интернет-магазин
Багет онлайн
Багет срочно
|
|
|