багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Сущёвский Вал, 75с1 (схема)
 

Умбрийская школа живописи

Умбрийская живописная школа — итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия. Центром этой школы в XIII — XVI веках был город Перуджа. Также в формировании школы значительную роль сыграли приезжие тосканские художники. В конце XIV — начале XV веков мастера умбрийской школы работали в традициях позднеготического итальянского искусства. Со второй половины XV века в работах умбрийской школы стали преобладать принципы раннего Ренессанса.

Умбрия — провинция в Центральной Италии. С севера она граничит с Тосканой, а на юге — с Лацио. В древности эти земли занимали этруски, римляне называли их страну «Umber" или «Umbrum". Крупнейшие города: Перуджа, Ассизи. Умбрию также называют страной Франциска Ассизского. Зеленые холмы Умбрии со скользящими по ним тенями облаков, силуэты кипарисов на фоне синего неба дали этому краю поэтическое наименование: "страна легких теней" (игра слов: лат. Umbra — "тень"). Цвет умбрийской земли, ее коричневатой глины и строительного камня народ перенес на название красок, которыми пользуются умбрийские живописцы (охра; умбра).

В Умбрии находился один из центров искусства ренессансной росписи изделий из майолики. Маленький городок Губбио (Gubbio), ранее — древнеримский Игувий (лат. Iguvium), известен люстровой керамикой, выдающимся мастером которой был Дж. Андреоли.

В Губбио в начале XIII в. жил Св. Франциск Ассизский. В начале XV в. фрески в церкви Св. Франциска (San Francesco) создал умбрийский живописец Оттавиано Нелли. К умбрийской школе относят и творчество живописца раннего Итальянского Возрождения Лоренцо да Витербо (1437—1476), который, возможно, учился у Пьеро делла Франческа. Св. Франциск бывал и в маленьком умбрийском городке Сполето, где находятся одна из древнейших в Италии базилик (San Salvatore — Св. Спасителя, IV—IX вв.) и средневековый собор (Duomo), украшенный фресками Пинтуриккьо и фра Филиппо Липпи.

Нежный умбрийскйй пейзаж способствовал формированию в этих местах оригинальной школы живописцев. По определению П. П. Муратова, умбрийские пейзажи "сияют светом и полнятся воздухом, свивающимся в нежнейшие туманы, которые плывут над Тразименой и делят цепи далеких конических гор".

«Умбрийская живопись... кажется провинциальной; она не более чем ответвление сьенского искусства, за быстрыми шагами которого она семенила робкой походкой... И все же Умбрия, в противоположность гордой Сьене, была доступна чужеземным влияниям... А связь с Флоренцией, прямая и косвенная, дала возможность умбрийской школе не только достичь высокого расцвета, но и послужить на пользу всему искусству Ренессанса, потому что она сделала для него то, что Сьена для средних веков... она сохранила в какой-то мере дилетантский характер, не обладая чувством формы, мало интересуясь движением... но... насытила новым смыслом и содержанием великие темы...» [Беренсон Б. Живописцы Итальянского Возрождения.].

По одной из версий умбрийская школа живописи складывалась в провинциальном городке Монте-Фалько, где в 1450 г. флорентийский художник Б. Гоццоли писал свои знаменитые фрески, оказавшие сильное влияние на местных художников. Наиболее известными мастерами умбрийской школы были Мелоццо да Форли, Джентиле да Фабриано, Никколо да Фолиньо, Бернардино Пинтуриккьо и Перуджино — создатель совершенно особого стиля изображения мечтательно-задумчивых мадонн на фоне тихого умбрийского пейзажа. Сам Перуджино варьировал до бесконечности свои композиции, приносившие ему успех и славу. С годами ограниченность «умбрийского стиля», олицетворением которого были мадонны Перуджино, стала очевидной. Его великий ученик Рафаэль, оттолкнувшись от достижений своего учителя, уже в первых юношеских произведениях пошел дальше и своими открытиями определил позднее особенности римской школы.

Картины Перуджино как бы предваряют Классицизм Высокого Возрождения, они несут в себе мелодичность, искренность, хотя и несколько однообразны. Стиль художника, по определению Вёльфлина, — это "полное спокойствие, тихие линии, благородная архитектура с широким видом вдаль, красивая линия гор на горизонте, чистое небо, безмолвие... Перуджиновский принцип упрощения и закономерности был важным фактором накануне классического искусства, и потому ясно, насколько он облегчил путь Рафаэлю".

Последователем Перуджино был Бернардино Пинтуриккьо (1454—1518), настоящее имя которого Бернардино ди Бетто ди Бьяджьо (итал. pinturicchio — "маляр, мазила, плохой художник" — насмешливое прозвище). В 1481 г. Перуджино и Пинтуриккьо вместе с флорентийскими живописцами работали над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане. Этот факт также свидетельствует о значении умбрийской школы как переходной от провинциального кватроченто к римскому классицизму.

Представители умбрийской живописной школы

Наиболее значительные представители умбрийской школы эпохи Возрождения: