багетная мастерская

обрамление

реставрация

развеска

печать

живопись

доставка

КАРТИН

+7 (495) 517-59-33

+7 (916) 651-00-11 (WhatsApp)    

Москва, ул. Щепкина, 58, с. 3

 

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Реставрация

Удаление старого лака с картины

Нужно ли снимать старый лак? Картины с которых снят старый лак и заменен новым кажутся только что написанными. Они становятся яркими, цветистыми, но в то же время утрачивают обаяние старины, «галерейность». Эта золотистость времени, придающая вещам своеобразную ценность, как бы выхолащивается, живопись выглядит резче, суше. Возможно, что золотистость тона, свойственная старым картинам, не входила в намерения художника, и чтобы восстановить первоначальный облик произведения, необходимо снять старый лак.

Картина прибывает на реставрацию, покрытая своего рода «патиной». «Патина - это время, прошедшее по картине» (Сезар Бранди). Патина как бы гармонизирует произведение. Так, коричневые тона со временем темнеют, а светлые - наоборот, изменяются гораздо меньше. Кроме того, патина придает картине единство. Таким образом, необходимость патины велика, а общее снятие лака лишает картину ее патины.

Вместо этого можно снять с некоторых картин окончательные лессировки. Однако взаимопроникновение лессировок и лака столь велико, что снятие лака может привести и к уничтожению лессировок и грубому обнажению красочного слоя. Иногда даже некоторые живописцы воссоздают композицию поверх лака. Наконец, существует техническая опасность затронуть растворителем и сам красочный слой. Другой метод лишь частично снимает слой лака, делая его более тонким и не затрагивая при этом красочногослоя. Именно этот метод практикуют реставрационные мастерские Музеев Франции. Реставратор осуществляет эту операцию последовательными этапами, в зависимости от толщины слоя лака. Этот метод имеет большое преимущество, поскольку не повреждает красочный слой, но он более трудоемкий, чем полное снятие лака.

Слой лака имеет двойное назначение - придать краскам их истинный вид и сохранить картину от вредных примесей и окисления, - может и сам подвергаться повреждениям. Лак может желтеть, пожелтение лака - это обычное следствие процесса высыхания масла.

Старый лак, вернее смолистая пленка, образовавшаяся с течением лет от неоднократных лакировок и всевозможных протирок картины, имеет одно положительное качество — она в известной мере предохраняет живопись от непосредственных влияний на нее температуры, влажности, пыли, копоти и даже легких механических воздействий (царапин и пр.).

Но лак имеет и отрицательные свойства — состарившись и потеряв прозрачность, он искажает колорит подлинной живописи. Лак часто желтеет, даже коричневеет. Кроме того, со временем лак белеет, осыпается, в конечном итоге утрачивает связь частиц пленки и распадается. Снятие лака - метод, который базируется на том, что картина может стать такой, какой ее написал сам художник.

Снимать лак с картины желательно только в случаях крайней необходимости, а именно:

1) если у картины настолько пожелтел и потемнел лак, что явно портит живопись;

2) если лак потерял свою прозрачность, в значительной мере осыпался.

Каждая картина состоит из трех главных элементов: основы (дерево, холст, бумага), красочного слоя (включая грунт) и лака. Эти элементы могут портиться от старения или повреждений и должны подвергаться реставрации.

Подход реставраторов к проблеме снятия лака

С точки зрения реставраторов, процесс очистки неизменно включает удаление слоев старого желтого лака. Это необходимо, чтобы обнаружить во всем первозданном великолепии реальные цвета и краски, которые использовал художник в картине и которые должны были видеть зрители. В некоторых случаях цвета погасли, поблекли или изменились со временем; однако другие цвета в той же самой картине сохранились относительно неизменными (благодаря более светостойким пигментам). Эти изменения трудно определить в количественном отношении, и подход реставраторов к проблеме снятия лака нельзя назвать единодушным. Например, специалисты Лондонской Национальной галереи предпочитают удалять весь лак и все позднейшие наслоения краски вплоть до оригинальной пленки, в то время как реставраторы Парижского Лувра стремятся сохранить тончайший слой оригинального лака по всему пространству картины. В музее Метрополитен в Нью-Йорке используется несколько иной подход: объем лака, снимаемый на любом участке работы, определяется представлением реставратора о тональном и цветовом балансе работы.

Процесс очистки картины

Очистка картины — осторожный и поступательный процесс. В своей простейшей форме он состоит в удалении пыли с поверхности картины. Кроме того, процесс подразумевает снятие слоев лаков, обесцвеченных за долгое время, а также удаление краски с участков, обработанных реставраторами-предшественниками. Как правило, лучшим методом удаления поверхностной пыли является разумное использование дистиллированной воды на белом ватном тампоне. Специальные очищающие средства нужно наносить маленькими тампонами только на малые участки и только один раз — необходимо проверять, что на тампоне, помимо пыли, нет пятен краски. Если это произошло, процесс очистки следует немедленно прекратить.

Способы снятия старого лака

Использование растворителей

На протяжении веков для расчистки картин использовались самые разные вещества. Известны рецепты, восходящие к XVII в. В настоящее время реставраторы располагают большим числом таких веществ, при работе с которыми уменьшается опасность повредить произведение.

В реставрационных мастерских для снятия старого лака применяются различные составы. В частности, используются смеси винного спирта со скипидаром (с последующей быстрой нейтрализацией его маслами). Эти средства часто комбинируются с механическим удалением наслоений посредством скальпеля. К его помощи прибегают параллельно с растворением, когда размягченные участки лаковой пленки, отдельные пятна, сгустки и пр. прочно держатся и растворение их полностью может привести к «перетравливанию» участков, уже промытых.

Старый пожелтевший лак со временем становится менее растворимым, поэтому несоответствие между его собственной растворимостью и растворимостью пленки краски снижается. Проблема состоит в том, чтобы найти верный растворитель или смесь растворителей для так называемой «разницы в степени растворимости» между ними, которая бы позволяла безопасно растворять слой лака, не причиняя вреда нижней пленке краски. В некоторых случаях можно использовать целый ряд растворителей.

Специальные очищающие гели-растворители

В отличие от жидкостей, которыми приходится пропитывать пленку лака, другие средства представляют из себя мази или пасты довольно густой консистенции. И если жидкость почти неизбежно проникает в трещины или щели, покрывающие большинство старых картин, то паста не обладает этой способностью. А с точки зрения консервации лучше, если состав, растворяющий лак или грязь, остается на поверхности, не просачиваясь вглубь, и не действует так или иначе на грунт, холст и т.д. Эта вазелинообразная паста состоит из воска, петроля и нашатырного спирта.

Эти пасты имеют несколько разновидностей, каждая из них обладает различной растворяющей способностью. Работать с ними очень удобно и просто. На обратный конец кисти накручивают тампончик ваты, обмакивают в банку с пастой и переносят на расчищаемое место картины. Поскольку паста не стекает, ее можно надолго оставлять на поверхности картины и, частично сдвигая или вытирая, наблюдать за ходом растворения.

Когда потребуется приостановить действие пасты, её смывают скипидаром, а для придания звучности тона обрабатываемому месту живописи протирают его маслом.

Пастами пользуются для очистки живописи от поверхностных загрязнений, для частичного и полного снятия лака и даже для размягчения делаемых записей.

В настоящее время для очистки живописных работ широко используются «гели-растворители» и несколько видов смоляного мыла. Эти составы хорошо поддаются контролю в работе, так как адаптированы для конкретного материала, который необходимо удалить из картины. Например, для даммарового лака 100-летней давности создано специальное смоляное мыло, которое легко снимает лак с поверхности работы.

Гели-растворители содержат именно тот объем растворителя, который необходим для удаления материала, ранее идентифицированного с помощью микрохимического анализа. Эти составы наносят на поверхность, оставляют на 1-2 минуты и затем смывают.

Покрытие картин лаком