багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Сущёвский Вал, 75с1 (схема)
 

Пейзаж

Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Пейзаж — жанр живописи

Характеристика жанра

Пейзаж — сравнительно молодой жанр живописи. Веками образы природы рисовались лишь как изображение среды обитания персонажей, в качестве декораций для икон, впоследствии для сцен жанровых сюжетов и портретов.

Постепенно, с развитием научных и опытных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем трансформировалась в центральный предмет изображения.

Длительный период времени пейзажные мотивы представляли собой обобщённые, сочинённые, идеализированные виды. Значительный рывок в отношении осознания художником значения пейзажа представляло изображение им конкретной местности (берег Женевского озера, швейцарский художник XV века Конрад Виц).

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как живописный жанр заявил о себе, в первую очередь, как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка и их влияние на европейские художественные процессы.

Пейзажные произведения европейских мастеров XVII—XVIII веков — неотъемлемый образец идеальных эстетических воззрений на пейзаж, работы импрессионистов и постимпрессионистов явились кульминационным моментом необычайного становления пейзажного жанра в конце XIX века.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Если в прошлые времена, особенно при господстве академизма, пейзаж относился к «второстепенному» жанру живописи, то, особенно начиная с импрессионистов (с их, несомненно, ведущим пейзажным приоритетом) и поныне, это направление представлено в творчестве многих художников и пользуется непреходящим интересом любителей живописи. При взгляде на лучшие пейзажные произведения можно почти физически ощутить дуновение ветра, запах моря, тишину снега или шум листвы.

Элементы, виды и характеры пейзажа

Пейзаж обычно изображает открытое пространство. В нём, как правило, представлено изображение водной и/или земной поверхности. В зависимости от направления — растительность, здания, техника, метеорологические (облака, дождь) и астрономические (звёзды, солнце, луна) образования.

Иногда художник использует также фигуративные включения (люди, животные), преимущественно в виде относительно мимолётных сюжетных ситуаций. В пейзажной композиции им, однако, отводится однозначно второстепенное значение, часто роль стаффажа.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской (в том числе архитектурный — ведута и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так и панорамными.

Кроме того, пейзаж может носить эпический, исторический, героический, лирический, романтический, фантастический и даже абстрактный характер.

Пейзаж в изобразительном искусстве Европы

Развитие пейзажного жанра от античности до XX века

Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи эпохи неолита (плато Тассилин-Аджер в Сахаре). Первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы.

В искусстве античного Средиземноморья пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей патрицианских домов.

Однако позднее, в искусстве Средневековья, идеалы, воодушевлявшие античных художников — радость бытия, телесность, правдивость, — уступили место изобразительным видам, в первую очередь в цельной, образной форме дающих представление о красоте божественного: живопись была призвана воздействовать на зрителя как немая проповедь (подавляющему большинству населения было недоступно непосредствованное обращение к Библии — её перевод с латинского появился лишь в XIV веке).

Из живописи на долгое время практически исчезает пейзаж — художники-иконописцы почти пренебрегают фоном, при необходимости изображая природу и строения весьма схематично и необъемно.

Интерес к пейзажу становится явно заметен, начиная с живописи Раннего Возрождения — кватроченто, XV в. (четырехсотые годы, начиная от тысячного). Многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково, к примеру, полотно «Шествие волхвов» итальянского мастера Сассетты (1392—1450/51).

Ещё более важную роль пейзажные мотивы начали играть в эпоху Высокого Возрождения, чинквеченто (XVI в.). Именно этот период больше, чем какой-либо другой, ориентирован на поиск наилучших возможностей композиции, перспективы и др. составляющих живописи для передачи окружающего мира. Теперь пейзаж представляется важным элементом картины. Ярчайшим примером тому является знаменитый портрет Моны Лизы, написанный Леонардо (1452—1519). Недаром именно в эту эпоху диаметральным образом изменился социальный статус художника: из представителя одного из низших сословий традиционного общества (в Средневековье художник был приписан к малярному цеху) он трансформируется в социокультурный идеал, посколько именно в его деятельности реализованы главные культурные идеи, ценности и идеалы ренессансного гуманизма: свобода, творчество, самодеятельность, самодостаточность и саморазвитие.

В создании пейзажного жанра этого периода большую роль сыграли мастера Венецианской школы. Одним из первых художников, в картинах которых природа является главным персонажем, стал Джорджоне (1476/7-1510). Пейзаж на полотне «Гроза» — определённо носитель чувств и настроений. А уже в раннем полотне Тициана (1473/88-1576) «Бегство в Египет» (1508) изображение природы на заднем плане начинает господствовать над сценами, показанными на переднем плане.

Традиции венецианской школы нашли отражение и в живописи ученика Тициана, испанского художника Эль Греко (1541—1614). Среди самых известных картин мастера — пейзаж «Вид Толедо».

В Северной Европе, начиная с XVI века, пейзаж также постепенно выходит из поля притяжения других художественных жанров. Образы природы занимают важное место в творчестве многих художников голландской школы — Питера Брейгеля (Старшего) (ок. 1525—1569), Яна Вермеера Дельфтского (1632—1675) и других. Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Реалистическое искусство Испании, Италии и Франции оказало свое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. Виртуозные картины великого испанского мастера Диего Веласкеса (1599—1660) свидетельствуют о зарождении пленерной живописи. В его работе «Вид виллы Медичи» передается свежесть зелени, теплые оттенки света, скользящего по листьям деревьев и высоким каменным стенам.

В период классицизма (XVII век) природа трактовалась, исходя из законов разума, а представление её в виде идеальной гармонии считалось эстетическим эталоном (идиллический пейзаж). Клод Лоррен (1600—1682) и др. живописцы.

Иной предстает природа на полотнах мастеров барокко, стремящихся передать динамику окружающего мира, бурную жизнь стихий. Пейзажи, утверждающие радость бытия характерны для творчества фламандца Питера Пауля Рубенса (1577—1640) («Пейзаж с радугой»).

В XVIII веке широкое распространение получил архитектурный пейзаж, элементы которого проявились еще в искусстве Средневековья. Замечательными мастерами ведуты были представители венецианской школы живописи Франческо Гварди (1712—1793), Каналетто (1697—1768).

Ярким представителем искусства рококо (XVIII век) был французский художник Франсуа Буше (1703—1770), создававший пейзажи, словно сотканные из голубых, розовых, серебристых оттенков. У Буше учился другой французский художник, работавший в этом стиле, — Жан Оноре Фрагонар (1732—1806), чьи красочные пейзажи пронизаны воздухом и светом.

В пейзажной живописи эпохи Просвещения (вторая половина XVIII столетия) художники стремились показать зрителю эстетику естественной природы. Основанные на натурных наблюдениях и оснащенные яркими эффектами освещения морские пейзажи Жозефа Верне (1714—1789) вызывали восторг современников.

Живопись Верне оказала воздействие на представителей романтического направления, появившегося в европейском и американском искусстве в первой половине XIX века. Значительными представителями романтического пейзажа в Англии были Уильям Тёрнер (1775—1851) и Джон Констебл (1776—1837), в Германии — Каспар Давид Фридрих (1774—1840).

Красоту простой сельской природы открыли для зрителя французские пейзажисты — представители барбизонской школы: Теодор Руссо (1812—1867), Жюль Дюпре (1811—1889) и др. Близка искусству барбизонцев живопись Камиля Коро (1796—1875), стремившегося передать трепетную воздушную среду с помощью валёров.

Камиля Коро считали своим предшественником французские импрессионисты. Пленерные пейзажи Клода Моне (1840—1926), Огюста Ренуара (1841—1919), Эдуарда Мане (1832—1883), Камиля Писсарро (1830—1903), Альфреда Сислея (1839—1899) и др. удивительным образом передают изменчивую световоздушную среду.

Традиции импрессионистов развили и в своей живописи художники-постимпрессионисты: Поль Сезанн (1839—1906), Винсент ван Гог (1853—1890), Жорж-Пьер Сёра (1859—1891), Поль Синьяк (1863—1935) и др.

В XX веке к пейзажному жанру обращались представители самых различных художественных направлений. Яркие картины природы создавали фовисты: Анри Матисс (1869—1954), Андре Дерен (1880—1954), Альбер Марке (1875—1947), Морис Вламинк (1876—1958), Рауль Дюфи (1877—1953) и др.

Кубисты — Пабло Пикассо (1881—1973), Жорж Брак (1882—1963), Робер Делоне (1885—1941) и др. выполняли свои пейзажи в виде геометрических форм. Пейзажный жанр интересовал также сюрреалистов — Сальвадора Дали (1904—1989) и др. и абстракционистов — Элен Франкенталер (1928—2011) и др.

Признанными мастерами пейзажной живописи в XX веке неизменно оставались и представители реалистических направлений — Рокуэлл Кент (1882—1971), Джордж Уэсли Беллоуз (1882—1925), Ренато Гуттузо (1911/2-1987) и др.

Пейзаж в русском искусстве

Эволюция пейзажной живописи от романтизма к реализму

В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Его основоположником принято считать Семёна Щедрина (1745—1804). Пейзажные произведения Щедрина построены на стилистических канонах классицизма (использование кулис в композиции, трехплановое распределение цвета, заглаженная фактура письма). В их пока еще условной красоте они, тем не менее, значительно отличаются от существовавших до того «живописных видов» городов и достопримечательных мест своей художественно-эмоциональной выразительностью. Она разнообразно достигается глубиной и ширью далей, контрастами между крупными массами первого плана и открывающимися за ними зелено-голубыми просторами, что в целом придаёт его пейзажам впечатляющую воздушность.

Другими пионерами этого жанра стали художники Фёдор Матвеев (1758—1826), Фёдор Алексеев (1753/55-1824) и другие художники, как и Щедрин, прошедшие обучение академической живописи в Западной Европе.

Классицизм продолжал занимать главенствующее положение в русском искусстве пейзажной живописи и в начале XIX века. Продолжают работать Матвеев (героические ландшафты) и Алексеев (элегические виды Петербурга и Москвы), городские виды привлекают и Андрея Мартынова (1768—1826).

Это направление, однако, постепенно всё более вытеснялось романтизмом. Здесь следует отметить Сильвестра Щедрина (1791—1830), Василия Садовникова (1800—1879), Михаила Лебедева (1811—1837), Григория Сороку (1823—1864), и, конечно, Алексея Венецианова (1780—1847), одним из первых показавшего очарование неяркой природы Среднерусской полосы.

Искусство русской пейзажной живописи второй половины XIX века сложилось чрезвычайно разнообразным по художественным направлением. По-прежнему широко создавались пейзажные произведения в духе романтизма такими мастерами, как Максим Воробьёв (1787—1855) и его ученики: братья Григорий (1802—1865) и Никанор (1805—1879) Чернецовы, Иван Айвазовский (1817—1900), Лев Лагорио (1826—1905), Алексей Боголюбов (1824—1896).

В жанре пейзажа работали также Пётр Суходольский (1835—1903), Владимир Орловский (1842—1914), Ефим Волков (1844—1920) и другие живописцы этого времени.

Повествовательно-конкретные художественные тенденции нашли яркое отражение в творчестве многих живописцев, в первую очередь — Ивана Шишкина (1832—1898), сказочно-поэтические — в творчестве Виктора Васнецова (1848—1926), эмоционально-драматические — в произведениях ещё одного классика русской пейзажной живописи Фёдора Васильева (1850—1873) и других, менее известных мастеров — к примеру, Льва Каменева (1833/34-1886). Эпическим пейзажем приобрёл известность Михаил Клодт (1832—1902).

Некоторые живописцы были увлечены исканиями обобщенного образа, красочностью и декоративностью пейзажа — Виктор Борисов-Мусатов (1870—1905), Михаил Врубель (1856—1910), Борис Кустодиев (1878—1927) и др.

Примерно с середины XIX века в русской пейзажной живописи окончательно утвердился пленер. В дальнейшей эволюции пейзажа важнейшую роль сыграл импрессионизм, оказавший влияние на творчество почти всех серьезных живописцев России. Тогда же сформировалась и особая эстетическая концепция восприятия и отображения природы — лирический пейзаж.

Алексей Саврасов (1830—1897), ставший основоположником этого направления пейзажной живописи, сумел показать ненарочитую красоту и тонкий лиризм неброской русской природы. Ёе широту и мощь отобразил Михаил Нестеров (1862—1942). Архипа Куинджи (1841—1910) привлекала живописная игра света и воздуха.

Подлинных вершин русская пейзажная живопись XIX века достигла в творчестве Исаака Левитана (1860—1900), ученика Саврасова. Левитан — мастер спокойных, однако пронзительно-щемящих «пейзажей настроения». Многие его шедевры изображают виды Плёса на верхней Волге.

Значительный вклад высочайших достижений в уникальное по своей многогранности и общественной значимости развитие русского пейзажа XIX века внесли также Василий Поленов (1844—1927), Константин Коровин (1861—1939), Илья Репин (1844—1930), Николай Ге (1831—1894), Валентин Серов (1865—1911), Кириак Костанди (1852—1921), Николай Дубовской (1859—1918) и др.

Сложной оказалась впоследствии судьба «русского импрессионизма». Обозначившееся в 30-е годы и набравшее долговременную инерцию отрицательное отношение к «этюдничеству», искалечило множество судеб художников, а искусствоведов заставляла «задним числом» «спасать» от него И. Репина, В. Серова., И. Левитана, с недомолвками оценивать творчество К. А. Коровина и др. замечательных мастеров пейзажа.

Пейзажная живопись XX века. Талантливо развивались традиции и направления, заложенные в XIX веке — Пётр Кончаловский (1876—1956), Игорь Грабарь (1871—1960), Константин Юон (1875—1968), др. художники.

В первые два-два с половиной десятилетия предпринимался, нередко самый смелый, поиск новых выразительных средств для передачи пейзажа — авангардисты (Казимир Малевич (1879—1935), Василий Кандинский (1866—1944), Наталья Гончарова (1881—1962)).

В духе символистского искусства создавали свои пейзажи Павел Кузнецов (1878—1968), Николай Крымов (1884—1958), Мартирос Сарьян (1880—1972) и др.

Практически в это же время (20-е-30-е годы) неоакадемические тенденции разрабатывали Николай Дормидонтов (1898—1962), Семен Павлов (1893—1941).

В 1930-е годы в СССР началась эпоха идеологически обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. В его рамках, тем не менее, с помощью всевозможных художественных форм, индивидуальных стилей, приёмов (техник, способов) и предпочтений достигается разнообразие стилистических направлений. Василий Бакшеев (1862—1958), Николай Крымов (1884—1958), Николай Ромадин (1903—1987) и др. — лирическая линия пейзажной живописи; Константин Богаевский (1872—1943) , Александр Самохвалов (1894—1971) и др. — стремительные ритмы индустриального пейзажа; Александр Дейнека (1899—1969) («Мальчики, выбегающие из воды». 1935), Георгий Нисский (1903—1987), Борис Угаров (1922—1991), Олег Лошаков (1936) — «суровый стиль». В границах соцреализма работали вплоть до 70-х годов и многие другие пейзажисты.

Со второй половины 1950-х в связи с обновлением в общественном сознании («оттепелью») постепенно реабилитируется целый ряд явлений отечественного и зарубежного искусства, в первую очередь импрессионизм. Такая «точка опоры» как на общекультурные, так и на местные живописные традиции открыло пути к более свободному и многообразному языку живописи всех последующих советских десятилетий, а в 60-е-70-е годы дала настоящий «всплеск» высоких художественных достижений пейзажной живописи в творчестве мастеров, представляющих московскую, ленинградскую, одесскую, владимирскую, киммерийскую, уфимскую и прочие живописные школы.

Пейзаж в фотографии

В 1826 году Жозеф Ньепс для получения изображения установил на подоконник камеру-обскуру с оловянной пластиной, покрытой асфальтом и начал съёмку, которая проводилась полный световой день. Так получился первый в истории фотографии пейзаж.

Дагеротипия, изобретенная французским художником Луи Даге?ром в 1839 году, считается первым практическим способом фотографирования — выдержка длилась от 15 до 30 минут. Поэтому её охотно применяли для пейзажных съёмок.

В 1830-е годы британский изобретатель Уильям Тальбот создаёт процесс калотипии, а в 1844 году публикует первую книгу с фотоиллюстрациями: «The Pencil of Nature» («Карандаш природы»).

С момента изобретения технического способа более или менее мгновенного запечатления образов и видов, изображение ландшафтов стало самым распространенным мотивом в фотографии. Пейзажи фотографируют в самых разных целях: научных, декоративных, для «туристического отчёта», в качестве документалистических или публицистических иллюстраций и, наконец, художественных.

Задачи художественной фотографии при съёмке пейзажа и способы их решения ищутся мастерами этого жанра в пейзажной живописи. Это — законы композиции и перспективы, построение планов, цвет и освещённость. Имеются и специфические составляющие: спонтанность, динамичность и ракурс снимка, максимальная приближенность результата к исходной реальности (подробность и чёткость), зависимость получаемого изображения (цветопередача, контрастность, фокусировка) от технических факторов.

Самая первая в истории фотография пейзажа представляет собой вид городских крыш. Это — архитектурный пейзаж, находившийся продолжительное время в фаворитизированном положении среди других видов пейзажной фотографии благодаря неподвижности и крупным, локальным пластическим объёмам объектов архитектуры.

Если архитектурный пейзаж сразу прижился в фотографии, то снимки с изображениями живой природы с шевелящейся от ветра листвой и зыбкой светотенью долго не приносили сколько нибудь удовлетворительного результата. Леса и поля на снимках прошлых лет изображались поэтому чаще всего в обобщённой форме. Такой взгляд на природу позволял фотографу избегать излишних, тогда ещё не доступных съемочной камере подробностей и в то же время передавать определенное настроение в пейзажном мотиве.

Фактор динамичности в эстетике пейзажной фотографии постепенно обретал значение в тесном взаимодействии творческих исканий с новыми техническими решениями. На современном этапе развития техники фотографии появилась возможность, а вместе с нею и эстетическая потребность воссоздавать природу во всей полноте и конкретности форм. Получили развитие творческие принципы как можно более скрупулёзно точного следования всем подробностям природного пейзажа, где каждая травинка, каждый листик изображены со стереоскопической чёткостью. При этом большое внимание уделяется ракурсу, выбору планов, композиции, а также теории цвета. Ныне в этом стиле работает известный кубинский фотограф Луис Кастаньеда, отображая в своих фотографиях гармонию окружающей его природы.

Время, человек и природа в западноевропейской пейзажной живописи 16-17 веков

Пространственные коды «русскости» в искусстве XIX века