багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Сущёвский Вал, 75с1 (схема)
 

Мастерство

Культ мастера

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.

Мастерство - способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла. Способность эта очень ценилась в Древней Руси. «Не то дорого, что красного золота, а дорого то, что доброго мастерства». Среди русского народа существовал настоящий культ мастера.

«Мастерство везде в почете», — говорили люди. «Работнику полтина — мастеру рубль», «Не работа дорога — уменье», «Мастер один — а подносчиков десять», «Не за шило платят, за правило», «По закладке мастера знать», «В добрую голову — сто рук», «Дело мастера боится», «Всякая работа мастера хвалит», «Мастерства за плечами не носят, а с ним добро».

О мастерах говорили всегда уважительно и с особой теплотой. «Он на все руки мастер», «Золотой человек, золотые руки», «К чему рук ни приложит, все кипит».

Об их необыкновенных возможностях создавались всяческие легенды, порой просто баснословные. Им приписывались сверхчеловеческие качества. Например, легенда о Левше, подковавшем блоху, у которого был реальный прототип. О таких говорили: «На обухе рожь молотит, зерна не уронит», «Комар носу не подточит. Иголки не подсунешь (не подобьешь)», «Он из песка веревки вьет».

Мастерство русских ремесленников

Профессионализм и мастерство русских ремесленников были очень высоки. Древнерусские «кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения с цветной эмалью, изящные изделия из серебра со сканью и зернью, красивое оружие, художественную чеканку, высоко ценившиеся во всем мире. Немецкий знаток ремесел Теофил из Падеборна (XI в.), описывая в своих «Записках о различных искусствах» страны, прославившиеся в том или ином мастерстве, назвал на почетном месте и Русь. Мастера, как правило, были грамотны, о чем свидетельствует множество надписей на бытовых вещах, стенах церквей, а также дошедшие до нас берестяные грамоты.

Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча («Людота Коваль»); новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал его: «Братило делал»; Любечанин Иван, токарь по камню, изготовив миниатюрное, почти игрушечное, веретенное пряслице своей единственной дочери, написал на нем: «Иванко создал тебе (это) одина дща».

Строительные мастера

Велико мастерство архитектурных сооружений Древней Руси, и прежде всего храмов. Для их возведения понадобилось создание целой системы подготовки квалифицированных строительных кадров, их учета, предоставление им целого ряда специальных льгот. Строительные мастера в XVII в. не платили податей с земли или добра и не несли никаких личных повинностей, обязательных для тяглова населения (хотя с 1684 эти льготы были отменены). Им было разрешено вести мелочный торг и курить вино для личного употребления, что было признаком доверия к ним со стороны правительства. Все дела строительных мастеров и их семей ведали и судили, кроме значительных уголовных преступлений, в Каменном приказе. Мастера и подмастерья, находившиеся на службе в Каменном приказе, разделялись на целый ряд специальностей — градодельцев, городовых смышленников (занятых постройками военных сооружений), каменных дел здателей и пр. Некоторые мастера Каменного приказа получали постоянное жалованье, а кроме того, участвуя в какой-либо постройке — еще и поденную оплату.

Проверка мастерства

Больше всего мастеров было в плотничном деле. Об этом свидетельствовали деревянные храмы и дома, стоявшие в русских селах и городах еще в начале нынешнего века (сегодня сохранившиеся в основном на фотографиях). У плотников была своя проверка мастерства. «Клин тесать — мастерство казать» (сразу вытесать верный клин, без подтески, — такое же мастерство для плотников, как выточенный от руки правильной формы шар для токарей).

О. Платонов

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"

Художественное мастерство

Художественное мастерство — высокая степень владения изобразительно-выразительными средствами в одном или нескольких видах искусства. В более широком значении под художественным мастерством следует понимать уровень профессионализма художника, находящийся в зависимости от таланта, труда, общего культурного и духовного развития творческой личности, идейно-эстетических установок. Мастерство проявляется в выборе тем, в замысле, в разработке сюжета, композиции. Чтобы достичь подлинного мастерства нужно иметь специальное образование и упорно вырабатывать профессиональные навыки. Совершенствование мастерства продолжается весь творческий период жизни художника.

В любом искусстве для создания произведения художник использует необработанный материал и с помощью своего труда превращает его из бесформенной массы в прекрасное творение. Это невозможно без знания особенностей этого материала, способов его обработки, владения художником этими способами, умения с их помощью воплотить свой замысел, - иными словами, искусство немыслимо без мастерства.

Термин «мастерство» употребляется в смысле «художественное мастерство» и мастерство как высокий уровень владения техникой выполнения какой-либо работы. И слесарь может быть мастером своего дела. Однако, говоря «мастерство» в применении к художественному творчеству, мы обязательно подразумеваем совершенное владение не только техникой исполнения, но и всем арсеналом изобразительно-выразительных средств данного вида искусства.

Если талант, т. е. художественную одаренность индивида, врожденную способность к художественному творчеству, нельзя приобрести, то мастерство не есть природный дар. Овладение им - длительный и трудоемкий процесс, требующий как специального теоретического образования, так и практического обучения владению техническими навыками в данном виде искусства. Без таланта и вдохновения работа художника превращается в ремесленничество, но без искусного владения художественным ремеслом автор становится беспомощным в претворении своего, пусть и прекрасного, художественного замысла.

В обиходном употреблении термин «ремесленник» носит порой негативный оттенок, имеет значение, противоположное «художнику», характерными особенностями его считают наличие в работе штампа, стандарта, однотипных или даже одних и тех же приемов для выражения различного содержания. Это не совсем так. Например, художественное ремесло на Руси в своем развитии достигло весьма высокого уровня, ремесленники порой доходили до виртуозности, граничащей с мастерством настоящего художника, да и как уловить ту зыбкую границу между ремеслом и творчеством в декоративно-прикладном искусстве? Разумеется, мастерство художника включает индивидуальность его таланта, постоянные поиски новых средств, нового содержания, новой формы, но оно также включает и высокий уровень мастерства как делания, то есть владения своим ремеслом. Талант и мастерство - два условия для создания высокохудожественных произведений, но талант дан человеку даром, без каких-либо усилий умственных и физических, на овладение мастерством уходят долгие годы, часто этот процесс начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь художника. «Мастерство выступает необходимым условием художественного творчества и в различных аспектах выявляет свои функции и характеристики, обеспечивающие не только творческий процесс, но и художественное познание, и акты коммуникации в результате потребления искусства. Это заставляет считать мастерство всеобщим основанием искусства». При достижении своей наивысшей степени мастерство не отвлекает зрителя от восприятия содержания произведения искусства, совершенное владение мастерством не отвлекает и художника от воплощения самой сути художественной идеи, а напротив, помогает ее полноценному выражению.

Мастерство художника

Мастерство живописца, скульптора, архитектора, реставратора предусматривает владение техникой работы с материалом, знание его свойств, эстетических возможностей. Однако понятие мастерства включает в себя нечто большее, а именно способность наиболее полно воплотить в образах философское, идеологическое, психологическое содержание. Поэтому мастерство художника состоит также и в знании психологии восприятия, в частности в учете того, что каждый воспринимающий вносит в оценку и осмысление произведения нечто свое, связанное с его житейским и художественным опытом, эстетическим вкусом.

Багетное мастерство

Багетный мастер это человек, который проектирует и изготавливает багетные рамы. Рамы по своему принципу все одинаковы, выполняют примерно одни и те же функции – обрамлять полотно.

Однако все клиенты, посещающие багетного мастера, требуют своеобразия работы, уникальности готовой рамы. Таким образом, багетчик – это мастер, который создает уникальное произведение искусства, но при этом совершает повторяющиеся действия.

Одной из важнейших операций при изготовлении рам из багета является разметка. Какими качествами должен обладать багетный мастер? Точностью, точностью и ещё раз точностью. Ибо любая из багетных операций: разметка или резка багета, скрепление рам требуют точности выполнения, так как ошибка всего в 1 мм может привести к порче заготовки.

Чего же в багетном деле больше – искусства или технического мастерства?

Оформление картин – дело непростое, и требует к себе трепетного отношения. У багетного мастера довольно широкая профессия. Он не только должен точно знать геометрию, но и иметь совершенный художественный вкус, чувствовать гармонию изготавливаемой рамы и холста, который нужно обрамить.

Можно с уверенностью утверждать, что работа багетного мастера более близка к искусству, нежели к ремеслу. С первого взгляда это утверждение довольно странно – разрезать профиль на четыре рейки и скрепить их – что может быть проще? Однако на подготовку мастера высокого класса уходят годы. Чтобы приобрести нужные навыки, мастер практикуется постоянно, при этом совершенствуя уже полученные знания.

Чтобы подобрать рамку к художественной работе, нужно сначала выбрать вид рамы. Как известно, их просто бесконечное множество: деревянные и пластиковые багетные рамки, фоторамки и авторские рамы с лепниной, плоские и фигурные, и т.д.

Подбирая раму, можно опираться на такие факторы: багет должен соответствовать типу работы, при этом учитываются второстепенные и главные цвета картины, ее фактура, освещение в помещении, микроклимат, и прочее.

Некоторые мастера используют более легкий способ подбора рамы – подбирают под интерьер комнаты, где будет находиться работа. Смотрят на общий вид и стиль помещения, на преобладающие цвета, тон мебели. С одной стороны этот метод более легкий. Однако и здесь существуют определенные нюансы. Необходимо иметь острое чувство пространства, учитывать освещенность комнаты, и даже площадь помещения.

Если клиент все-таки предпочитает иметь картину, обрамленную в тон комнате, он должен быть предупрежден, что после первого же ремонта, скорее всего, придется менять раму.

Как и во всей творческой работе, багетчик должен не забывать и про внимательность, оперативность и усидчивость. Практичность и экономность к мастеру приходят быстро. Достаточно одного промаха или ошибки, чтобы мастеру пришлось понести дополнительные расходы для возмещения брака. Но это в лучшем случае. Бывает такое, что главный убыток не материальный. Потеря репутации – вот что самое страшное для багетной мастерской.