багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Сущёвский Вал, 75с1 (схема)
 

Выдающиеся способности человека

Одарённость

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной — то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей — то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и креативных способностей и делают вывод, согласно которому на 60-80% интеллект зависит от наследственности, а 20-40% определяются средой, креативность же, наоборот, на 60-80% определяется обучением и воспитанием, а наследственностью - на 20-40%. Принимая в учет тот факт, что гений по преимуществу креативен, а талант интеллектуален, можно говорить о наследовании именно таланта, на почве которого может вырасти гений.

Талант

Талант - выдающиеся природные способности человека к деятельности в какой-либо области, умения, которые развиваются с приобретением навыков и опыта. Талант обусловливает высокий уровень развития специальных способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную деятельность. Такая совокупность способностей позволяет получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью.

Первые признаки таланта могут сказаться уже в детском возрасте, вместе с тем талант может проявиться и позже. Талант может проявиться в различных сферах человеческой деятельности - в музыке, литературе, естественных науках, технике, спорте, в организаторской и педагогической деятельности, в различных видах производства. Рассуждение о том, что талант не может сформироваться в одиночестве, без общения, без духовной среды, построено исключительно на многовековом опыте человечества, и примеров обратного мы не знаем.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которая должна отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
  2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Художественный талант и художественный гений

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но должен обладать рядом дополнительных достоинств.

Художественный талант — творческая одаренность в искусстве. Она предполагает наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности тела для балерины, острого чувства цвета для живописца и т. д. Художественный талант — это продуктивная эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, емкость и мобильность памяти, богатство эмоций. Формы и характер сцепления такого рода качеств зависят от личности художника, жанра и вида искусства, в котором он работает. Высшая степень художественного таланта — художественный гений. Будучи врожденной способностью, творческая одаренность не может быть приобретена одной лишь профессиональной выучкой и образованием, но без них невозможно полноценное функционирование художественного таланта. Художественный талант художника немыслим без индивидуального метода и стиля как устойчивых принципов художественного воплощения идеи и замысла. Индивидуальность художника проявляется не только в самом произведении, но и существует как предпосылка создания этого произведения. Являясь необходимым условием художественного творчества, художественный талант, однако, нуждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью, иначе он может быть утрачен, обескровлен. Талант неотрывен от мировоззрения художника и его мастерства. Актуализация и развитие таланта в решающей мере зависят от социальной среды. Обновление социальной и духовной жизни общества создает благоприятные условия для подлинного расцвета художественного таланта, для действительно свободного творчества, повышения мастерства.

Отдельные эпохи в истории человеческого общества создают наиболее благоприятные условия для развертывания и реализации художественного таланта (классическая античность, Возрождение, мусульманский Ренессанс на Востоке). Признание определяющего значения социально-экономических и политических условий, а также духовной атмосферы в реализации художественного таланта отнюдь не означает их абсолютизации. Художник не только продукт эпохи, но и её творец. Существенным свойством сознания является не только отражение, но и преображение действительности. Для реализации художественного таланта огромное значение имеют субъективные моменты - трудоспособность, способность к мобилизации художником всех своих эмоциональных, интеллектуальных и волевых сил.

Художественный гений — высшая степень творческой одаренности в искусстве; человек, обладающий этой одаренностью. Его новаторство носит универсально-целостный характер и отличается глубокой самобытностью и непреходящей эстетической ценностью. В идеалистической эстетике художественног гения часто рассматривают как сверхчеловека, природа которого не может быть постигнута ни им самим, ни наукой. Творчество великого художника возникает не спонтанно-случайно, а подготавливается всем предшествующим культурным опытом и общественной практикой. Обгоняя свою эпоху, художественный гений вместе с тем является рупором, выразителем идейно-эстетических потребностей, взглядов и вкусов народа. Его творения актуально или потенциально близки миллионам людей, они переживают свое время — в этом высшая коммуникабельность гениального художника, хотя сам он порою и не получает признания при жизни. Как явление художественный гений обусловлен не только исключительными природными способностями индивида к художественному творчеству, необычайно развитой продуктивной интуицией и фантазией. Это и огромный, всепоглощающий труд, полная самоотдача, что поэтически точно выражено Маяковским применительно к словесному творчеству: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Творчество художественного гения, как и таланта, неотделимо от мастерства и мировоззрения художника.

Этимология слова талант

Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Это врожденное в человеке и проявляется, при его наличии, в течение жизни.

Одаренные дети

Одаренные дети встречаются во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают и развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого гениальностью. Умственная одаренность — биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может и угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению, чтобы талант стал гением. А эти качества развиты у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание и влияние общества.

А бывает и так, что ребенок, в котором с детства не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Эйнштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Художественный талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а писательский С.Т. Аксакова — в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности.

Талант и гениальность

Творческая личность, талант, гений восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. Гений - это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант - гений.

В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым.

Сложность определения той грани, где кончается талант и начинается гений, в свое время была отмечена в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза. В статье «гений» об этих попытках сказано так: «Гениальность как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшей, не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно».

В старейшей универсальной энциклопедии «The new Encyclopaedia Britannica» отмечается: «Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к некоторым специальным видам деятельности и предполагает относительно быстрое и легкое обретение особого мастерства. Гений же включает в себя оригинальность, творчество, а также способность мыслить и работать в областях предварительно не исследованных и таким образом давать миру что-либо значимое, то, что не могло бы иначе быть освоено».

Оригинальность гения

Самое существенное, что их отличает, - это оригинальность гения, его неоспоримо новаторский характер. И. Кант в свое время отметил: «... оригинальность должна быть первым свойством гения. Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными». Хотя немало талантливых людей вносят много нового в те области, в которых трудились , но по значимости и объему нового вклада это не сравнимо с гением, чьи мысли и дела являются исходными моментами деятельности целых поколений творцов.

Тем не менее, сама по себе оригинальность изначально мало что значила. Этот факт отмечен немецким философом и социологом прошлого столетия Т. Адорно. В работе «Эстетическая теория» он писал, что вопрос об оригинальности произведений в далеком прошлом являлся бессмысленным, так как «власть коллективного сознания была настолько велика, что оригинальность, предпосылкой которой является нечто вроде эмансипированного субъекта, выглядела бы анахронизмом»4. По мнению Т. Адорно, оригинальное является объективным определением, которое можно дать любому произведению. Однако, по мере роста автономности искусства, оригинальность «выступила с протестом против рынка, на котором она не получала права переступить определенный ценностный порог». Постепенно она качественно меняется: от оригинальности отдельного произведения акцент перемещается на создание новых типов произведений, к их изобретению.

Оригинальность гения не заключается лишь в оригинальности формы творчества, хотя это довольно часто встречается, особенно у художников, не в своеобразии компоновки или изложения материала, не в своеобразии методики и необычности подбора фактов, а, прежде всего, в новом истолковании существеннейших сторон бытия, его свойств, его многообразия. Оригинальность, в первую очередь, состоит в передаче собственного видения, не зависящего от духа времени и авторитетов.

Универсализм гения

Мысль о многогранности личности и творчества гения принадлежит представителям Возрождения, ее же можем обнаружить и у Г. Гегеля: «Талант является специфической, а гений всеобщей способностью». Талант представляет собой способность достигать в определенной области высшего мастерства, виртуозности. Гений редко бывает односторонним, так как он обладает способностью видеть явления в их тесной взаимосвязи. «Гений, вкотором “я” есть все, пронимает своим взором природу и жизнь всех существ, как нечто целое, замечает все соединения и связи и создает знание, которое составлено не из отдельных частей», - отмечает О. Вейнингер.

Универсализм гения, имеет два основных измерения, теснейшим образом связанных между собой. Первое измерение - это глубина проникновения в различные сферы деятельности, и гении такого типа - явление крайне редкое. Зачастую их список ограничивается именами: Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Б. Паскаль, И. Гете, М. Э. Шеврёль, М.В. Ломоносов. Гораздо чаще встречается сочетание гениальных способностей в смежных областях. Примером из области науки может быть И. Ньютон, известный как выдающийся математик, механик, астроном. Из области искусства - скульптор, живописец, поэт Микеланджело, а также И. Бах, который, по мнению исследователя его творчества С. А. Морозова, «был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики».

Вторым измерением универсализма является такое качество мировоззрения и творчества, которое характеризуется способностью уловить ритм, гармонию и суть мироздания, постичь часто скрытую закономерную связь причин и следствий, определить доминирующее направление в развитии науки, искусства, духовной жизни вообще и ответить на все это своим творчеством. Универсальностью этого рода обладали Данте Алигьери, У. Шекспир, И. Кеплер, Рембрандт, Л. Бетховен, О. Роден, Ч. Дарвин, Ф. Шопен, Б. Шоу, П. Пикассо, А. Эйнштейн.

Выдающиеся личности

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Существует несколько теорий, объясняющих существование способностей. Так, теория врожденных способностей исходит из того, что способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда.

Отличительной чертой гения от таланта, которую не обошли вниманием мыслители прошлого и настоящего, является наследственность таланта, в то время как гений представляет собой единичный феномен. Так, Э. Кречмер подчеркивает: «Талант передается по наследству в родах и кастах,... гениальность передать по наследству трудно».

Талантливый род может являться одной из наиболее частых предпосылок возникновения гения. Изучая аристократические роды Англии, историю выдающихся семейств других стран на протяжении десятилетий и даже столетий Ф. Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня передаются из поколения в поколение, что уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях, ослабевает и даже угасает.

Великий американский изобретатель Томас Эдисон говорил, что гений — это 99% потения и 1% вдохновения. Но правильнее его слова отнести к великому, а не к гениальному человеку.

Талант и гениальность — биологически врожденные умственные способности. Но великая личность — нечто иное. Выдающаяся личность — результат воспитания и работы над собой, преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными личностями, но не стали выдающимися людьми.

Для того чтобы стать выдающейся личностью, необходимо, чтобы был талант, сила воли, трудолюбие и желание ей стать. Большую роль в воспитании выдающейся личности играет семья, образование и влияние общества.

Соотношение понятий «одаренность», «талант», «гениальность»