багетная мастерская

обрамление

реставрация

развеска

печать

живопись

доставка

КАРТИН

+7 (495) 517-59-33

+7 (916) 651-00-11 (WhatsApp)    

Москва, ул. Щепкина, 58, с. 3

 

Аристотель с бюстом Гомера

Аристотель с бюстом Гомера

«Аристотель, созерцающий бюст Гомера» (нидерл. Aristoteles peinzend bij een borstbeeld van Homerus) — крупное по размерам (144 х 137 см) полотно Рембрандта, написанное по заказу итальянского коллекционера в 1653 году. Это типичный для творчества художника портрет, в данном случае замаскированный под исторический сюжет. Полотно играет сюжетообразующую роль в романе Дж. Хеллера «Вообрази себе картину» (1988).

История создания картины

В 1652 году Рембрандт получил заказ от сицилийского аристократа Антонио Руффо (1610/11-1678), который высоко оценил увиденные в Риме офорты Рембрандта и предложил художнику через своего агента в Амстердаме 500 флоринов за картину, изображающую философа. Сумма была очень внушительной (в 8 раз выше средней цены картины в Италии). Рембрандт выполнил заказ, картина была отправлена морем в Мессину, Руффо остался очень доволен и впоследствии заказал Рембрандту ещё две картины, изображающие Александра Македонского (1661, утрачена) и Гомера (1663, Маурицхёйс). Заказ из далёкой Италии является свидетельством прижизненной европейской славы Рембрандта.

Самая дорогая картина

Полотно оставалось во владении княжеского семейства Руффо до конца XVIII века. В 1810 г. аукционный дом «Кристис» выставил его на продажу под названием «Скульптор перед бюстом» вместе с парным полотном (очевидно, это был «Гомер» из Маурицхёйса). На протяжении почти всего XIX века картина висела в Эшридж-Парке — загородном имении английских графов Браунлоу. В 1961 году Метрополитен-музей приобрёл полотно на аукционе за рекордные 2,3 млн долларов. До этого на протяжении 30 лет титул самой дорогой картины принадлежал «Мадонне Альбе» Рафаэля. Покупка «Аристотеля» вызвала большой ажиотаж в прессе. Чтобы оправдать вложения, музей организовал масштабную выставку, которая пользовалась огромным успехом у американцев.

Сюжет картины

Фон картины — тёмный занавес и внушительная стопа книг в углу. В центре стоит Аристотель в шляпе с большими полями и богатом одеянии, украшенном массивной золотой цепью, на которой висит медальон. Одну руку он держит на бюсте Гомера (бюст этот, судя по описи при банкротстве в 1656 году, находился в коллекции Рембрандта). Исследователи полагают, что на медальоне изображён Александр Македонский.

Вообрази себе картину

Роман Джозефа Хеллера

Роман представляет собой вольное странствие мысли по трем эпохам: античность, Голландия ХVII века и США 60-х годов ХХ века. Связующее звено всех историй и повод для размышлений о человеческой природе, политике, деньгах, etc. - прекрасная картина Рембрандта ван Рейна.

Бюст Гомера был имитацией. То было неподдельное эллинское подражание эллинской же копии со статуи, которую не с кого было лепить, потому что оригинала никогда не было на свете.

ЦИТАТЫ:

Существуют документальные свидетельства того, что Шекспир действительно жил, однако нет достаточных доказательств того, что он и вправду мог написать свои пьесы. У нас имеются "Илиада" и "Одиссея", но не имеется доказательств реального существования сочинителя этого эпоса.

В одном ученые сходятся: нечего даже и говорить о том, что обе поэмы мог целиком и полностью написать один человек, если, разумеется, человек этот не обладал гениальностью Гомера.

Люди, проникающие мыслью до таких глубин, как изобретение денег лидийцами в седьмом веке до Рождества Христова, понятия не имеют о жизни в семнадцатом веке по Р. Х. Сократ, живший в пятом веке до Его Рождества и проживший еще один год в четвертом, говорил на своем суде так, словно он-то и был самым что ни на есть Христом.

С точки зрения Аристотеля сам Рембрандт не был человеком ни особенно интересным, ни сколько-нибудь приятным, однако Аристотель раз за разом дивился тому, что он творит со светом и тенью, и его совершенно непостижимому алхимическому колдовству по части золота.

Человечество жизнерадостно: зверства, приводившие нас в ужас неделю назад, завтра станут приемлемыми.

Смерть Сократа не оказала влияния на историю Афин. Пожалуй, она даже улучшила репутацию города.

Смерть отдельного человека не так важна для будущего, как литература, ей посвященная.

Ничего особо полезного по прикладной части вы из истории не узнаете, так что и не тешьте себя этой надеждой.

История картины в XX веке

Исходный пункт некоторых историй – триумф героя. Он способен породить целую лавину восторгов и хвалебных од в честь виновника события, лавину насмешек, лавину комментариев, интерпретаций и тщательных исторических изысканий, прослеживающих и анализирующих весь путь человека или вещи к вершине ее славы.

Существование картины Рембрандта, на которой изображен Аристотель с бюстом Гомера, во второй половине XX века – как раз и есть такая история. В самом начале 1960-х годов Метрополитен-музей приобрел на торгах не особенно известную картину великого художника, которая до этого побывала в различных частных собраниях, терялась, вновь обнаруживалась, меняла свои названия. Цена покупки была невиданной для тех лет – она превышала два миллиона долларов, и на некоторое время «Аристотель» превратился в самый дорогостоящий шедевр из побывавших на аукционах. На фоне хорошо подготовленного энтузиазма публики картина была выставлена в Метрополитен-музее, где зрители продемонстрировали к ней невероятный интерес. Он превысил даже, — что кажется совсем уж удивительным, - интерес к приезжавшей в Нью-Йорк «Джоконде» Леонардо.

Джозеф Хеллер (1923 – 1999), американский писатель, известный своей гуманистической и иронической позицией, увидел этот момент в истории приобретений и экспозиций Метрополитен-музея как личный триумф и реванш Рембрандта (отнюдь не чисто духовный), а также как личный триумф Аристотеля-персонажа картины. На закате этой «триумфальной эры» рембрандтовского полотна, в эпоху очередных общественных и финансовых ажиотажей вокруг картин уже других авторов, Хеллер опубликовал роман «Picture This» (1988, в переводе Сергея Ильина – «Вообрази себе картину» ) – произведение, которое многие поклонники писателя назвали достойным значения и оригинальности его культовой «Уловки – 22».

Появление книги Хеллера, которую (с определенной долей условности) можно назвать творческой, художественной интерпретацией картины Рембрандта, стало последним ярким моментом всего апофеоза «Аристотеля» в истории культуры. Картина перестала являться событием и навечно воцарилась в одном из известнейших музеев мира. Вокруг нее уже нет тех эмоций, того общего беспокойства, которое можно было видеть в шестидесятые годы. Поток научных работ по истории создания картины и по истории ее путешествий по коллекциям спал, а интерпретаторский энтузиазм искусствоведов и вовсе исчез.

Все, написанное об «Аристотеле» после Хеллера, - не важно, какие цели ставит перед собой и какую форму принимает текст, - род послесловия.