багетная мастерская

обрамление

реставрация

развеска

печать

живопись

доставка

КАРТИН

+7 (495) 517-59-33

+7 (916) 651-00-11 (WhatsApp)    

Москва, ул. Щепкина, 58, с. 3

 

Выставки современного искусства

Венецианская биеннале

Венецианская биеннале — один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проводящаяся раз в два года с участием международного жюри. Венецианская биеннале - старейшая и самая престижная в мире художественная выставка.

История выставки

Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико, который в 1893 году решил организовать художественную выставку, которая бы стала престижным международным событием в мире искусства. Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». Первая международная художественная выставка в Венеции состоялась в 1895 году и проходила в садах Джардини, где был построен павильон под названием "Про Арте" (Pro Arte). На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран, ее посетили свыше 200 тысяч человек. Впоследствии выставка получила название "Биеннале" (от итальянского biennale "дважды в год"). В течение следующих десяти лет структура Венецианской Биеннале менялась. На рубеже ХХ века начали строиться национальные павильоны различных государств. Первыми в садах Джардини появились павильоны Бельгии (1907), затем Венгрии, Германии и Англии (1909), Франции (1912) и России (1914). Российский павильон был построен архитектором Алексеем Щусевым. Во время Первой мировой войны Венецианская биеннале не проводилась, следующая выставка открылась только в 1920 году.

С тех пор на выставке были представлены работы таких художников, как Пабло Пикассо и Густав Климт. Она также помогла начать карьеру Генри Муру, который выиграл приз за скульптуру в 1948 году.

Решающим для Венецианской биеннале стал 1930 год, когда управление перешло из рук муниципальных властей к федеральным структурам. С этого момента было принято решение о проведении в Венеции фестивалей кино, театра и музыки. Венецию объявили "зоной современного искусства".

Престиж биеннале быстро достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году ее регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда.

В 1980 году в рамках Биеннале состоялась первая Международная выставка архитектуры, которая на сегодняшний день является самой авторитетной архитектурной выставкой в мире. Архитектурная биеннале, как правило, длится три месяца — с сентября по ноябрь.

В 1999 году на Венецианской Биеннале дебютировала Международная выставка танца.

В течение ХХ века на Венецианской Биеннале получили свои национальные павильоны 29 стран. Затем организаторами было принято решение приостановить строительство на территории садов Джардини. На сегодняшний день собственными павильонами располагают Россия, США, Япония, Италия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Испания, Германия и другие ведущие страны. Те страны, которые не успели получить павильоны, снимают выставочные пространства на время.

Помимо национальных представительств в рамках Биеннале проходят две масштабные коллективные выставки: в павильоне "Про Арте" и, начиная с 1999 года — в старейших судостроительных верфях Арсенала (пространство площадью 17 тысяч квадратных метров, находится вблизи садов Джардини).

Главный приз Биеннале современного искусства в Венеции — "Золотой лев". Для каждой выставки назначается специальный художественный руководитель — известный критик, специалист в области современного искусства, который задает специальную тему для Биеннале и выстраивает концепцию всего мероприятия. Победителей оглашают к окончанию выставки, тогда же становится известна статистика посещаемости.

Номер Год Куратор
43 1988 Giovanni Carandente
44 1990 Giovanni Carandente
45 1993 Акилле Бонито Олива (Achille Bonito Oliva)
46 1995 Жан Клер (Jean Clair)
47 1997 Джермано Челант (Germano Celant)
48 1999 Харальд Зееман (Harald Szeemann)
49 2001 Харальд Зееман
50 2003 Франческо Бонами (Francesco Bonami)
51 2005 Мария де Корраль (Maria de Corral) и Роза Мартинес (Rosa Martinez)
52 2007 Роберт Сторр (Robert Storr)
2008 Аарон А. Бецки (Aaron A. Betsky)
53 2009 Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum)

Русский павильон на Венецианской биеннале

Русский павильон для Венецианской биеннале был спроектирован архитектором А.В. Щусевым. СССР принимал участие в Венецианской биеннале до начала 30-х годов, в послевоенные же годы возобновил участие только в 1956 году.

Тема 52-й Венецианской биеннале (10 июня — 21 ноября 2007 года) — «Think with the Senses — Feel with the Mind. Art in the Present Tense». Куратор главной экспозиции биеннале — художник и арт-критик Роберт Сторр (Robert Storr), который сделал акцент на африканское искусство.

52-я Биеннале

Семьдесят две страны вступили в борьбу за главный приз - "Золотого льва". Тема 52-й Венецианской биеннале (10 июня — 21 ноября 2007 года) — «Think with the Senses — Feel with the Mind. Art in the Present Tense». Куратор главной экспозиции биеннале — художник и арт-критик Роберт Сторр (Robert Storr), который сделал акцент на африканское искусство.

Впервые отдельный павильон посвящен африканскому искусству.

В этом году выставка отмечена отдельным африканским павильоном, представленным 30 художниками.

Все их произведения поступили из одной частной коллекции в столице Анголы Луанде.

Этот факт побудил некоторых критиков усомниться в том, что павильон отвечает важному критерию - представлять весь африканский континент.

Отдельные павильоны посвящены искусству народа романи, или цыган.

"Потерянный рай", первый павильон романи в Венеции, распологался в средневековом дворце Пизани, немного в стороне от основного биеннале. С точки зрения многих, это была наиболее интересная часть выставки.

Страдания романи, нищета и преследования выражены во многих работах. Но в них также присутствуют радость и гордость народа, который добивается собственного места в мире.

В павильоне экспонируются работы 16 художников из восьми стран.

Награды 52-й Венецианской биеннале — «Золотые Львы» были присуждены:

  • фотографу из Мали Малику Сидибе за пожизненный вклад в искусство
  • художнику Леону Феррари (Leon Ferrari)
  • молодому участнику (моложе 40 лет) Эмили Ясир (Emily Jacir)
  • павильону Венгрии
  • критику Бенджамину Бухло за достижения в области художественной критики

«Почетного упоминания» удостоились болгарин Недко Солаков (проект «Дискуссия») и павильон Литвы (проект «Вилла Литва»).

Российский павильон для 52-й биеннале подготовили куратор Ольга Свиблова и комиссар Василий Церетели, выставочная программа называется Click «I hope». Художники — АЕС+Ф, Андрей Бартенев, Арсений Мещеряков, Юлия Мильнер, Александр Пономарев.

53-я Биеннале

Тема 53-й Венецианской биеннале (6 июня — 22 ноября 2009 года) — «Making Worlds». Куратор главной экспозиции биеннале — арт-критик и куратор Даниель Бирнбаум (Daniel Birnbaum). Только в основной экспозиции участвовало 90 художников, и 77 стран в национальных павильонах.

Жюри 53-й Биеннале: Джек Банковски, США (Jack Bankowsky, USA), Хоми К. Баба, Индия (Homi K. Bhabha, India), Сарат Махарай, ЮАР (Sarat Maharaj, South Africa), Юлия Восс, Германия (Julia Voss, Germany), президент жюри — Анжела Ветес, Италия (Angela Vettese, Italy).

Награды 53-й Венецианской биеннале — «Золотые Львы» были присуждены:

  • «Золотой лев» — за лучшую экспозицию павильону США, представившему экспозицию «Топологические сады» (Topological Gardens) американского художника Брюса Наумана (Bruce Nauman);
  • «Серебряный лев» лучшему молодому художнику — шведская художница, живущая в Берлине, Натали Дюрберг (Nathalie Djurberg) — за экспозицию «Эксперимент» (Experimentet);
  • «Золотой лев» лучшему художнику биеннале — немецкий художник Тобиас Ребергер (Tobias Rehberger) за инсталляцию «То, что ты любишь, вызывает у тебя и слезы» (Was du liebst, bringt dich auch zum Weinen).

«Золотое львы» за вклад в искусство были присуждены Йоко Оно и Джону Балдессару:

«Йоко Оно — ключевая фигура послевоенного мира. Пионер перформанса и концептуального искусства, она является одним из наиболее влиятельных художников нашего времени. Задолго до того, как она стала символом популярной культуры и активистом борьбы за мир, она создала художественные стратегии, которые оставили яркий след как в культуре ее родной Японии, так и на Западе».

«Джон Балдессари — один из наиболее значимых художников. Его часто называют самым авторитетным учителем в искусстве нашего времени. Кроме того, он создал совершенно своеобразный художественный язык. С 1960-х он работал в самых разных направлениях, и выдающийся корпус его работ оказал влияние на несколько поколений художников».

Почетное упоминание получили:

Одним из новшеств 53-й биеннале было активное участие в нем не только художников, но и поэтов. С 3 по 7 июня Московский поэтический клуб представил перформансы с участием русских, европейских и американских поэтов и художников. По замыслу Даниеля Бирнбаума, выступления поэтов разнообразили и обогатили основную программу Биеннале. Во время выступлений поэтов художники Александр Джикия, Аня Желудь, Катя Марголис создали на огромных листах графические произведения, в режиме реального времени иллюстрируя стихи читающих поэтов. Художница Гиула Хаджигеоргиу и архитектор Иоаннис Эпаминондас спроектировали раскладывающуюся деревянную платформу, на которой поэты и художники представили свои работы и перформансы.

Кураторы проекта — Даниель Бирнбаум, Евгений Бунимович. Координаторы — Александр Рытов (Россия), Евгений Никитин (Россия), Кристос Саввидис (Греция), Лидия Хаджиякову (Греция).

Российские участники 53-й Биеннале

В павильоне России в саду Джардини была представлена экспозиция «Победа над будущим» (куратор — Ольга Свиблова). В нее вошли проекты семи художников, работающих в разных жанрах — живопись, скульптура и инсталляции. Это Алексей Каллима («Теорема дождя»), Андрей Молодкин («Красное и черное»), Гоша Острецов (Art Life или муки творчества), Анатолий Журавлев («Черные дыры») и Сергей Шеховцов («Картуш»); Ирина Корина создала пятиметровую скульптурную композицию «Фонтан», а Павел Пепперштейн подготовил для экспонирования серию картин «Перспективы развития».

Российский фонд поддержки современного искусства Stella Art Foundation в венецианском музее искусства XVIII века Ка’Реццонико (Palazzo Ca’Rezzonico) провела выставку «Этот смутный объект искусства», на которой были представлены произведения концептуалистов и художников соц-арта.

Центр современной культуры «Гараж» представил мексиканского художника Гектора Замору, который подготовил реплику дирижабля, как бы застрявшего в узкой венецианской улице поблизости от здания Кордерия. В его проект также вошла серия графических изображений с использованием фотомонтажа, на которых в привычные венецианские виды вмонтированы дирижабли.

Московский музей современного искусства и компания New Rules при поддержке Министерства культуры Российской Федерации представили персональную выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского Danger! museum («Осторожно! музей»). Художники при помощи монументальных полотен, в которых синтезируются образы ренессанса, авангарда и масс-медийные фигуры, рассказали о тайной жизни воображаемого музея.

Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства представили международный проект Unconditional Love, в котором приняли участие группа АЕС+Ф, Марина Абрамович, Олимпия Скерри, Жауме Пленса, Вим Дельвуа. По замыслу организаторов, проект призван изучить личность в состоянии любви и должен заставить людей хотя бы на короткое время забыть о схемах, в которых они живут, вернуть их к истокам душевной силы.