обрамление реставрация развеска печать живопись доставка КАРТИН |
|
КреативностьКреативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами. Креативность с точки зрения психологииВ связи с проблемой соотношения креативности и интеллекта психологами было проведено множество исследований. Так Ганс Айзенк считает, что креативность это компонент общей умственной одаренности. Креативность, как основная часть одаренности, определяется как высокий уровень развития каких-либо способностей. Изучением креативности занимаются многие отечественные и зарубежные ученые-психологи. Так, Л. Терстоун, обратил внимание на разницу между творческими способностями и способностями к обучению, на значение в творческой активности темперамента. Дж. Гилфорд в основе своей концепции креативности определил принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивиргенцией. Он считал операцию дивиргентности основой креативности, которую объяснял как тип мышления, идущего в различных направлениях и выделил параметры креативности:
По мнению Элиса Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Экспертные и экспериментальные оценки способности человека к производству знаний показывают, что креативные способности человека не очень велики. Путем вовлечения всех работников в непрерывное совершенствование организации (метод Кайдзена) креативность организации резко возрастает. Существуют психологические инструменты измерения творческого (креативного) мышления; самый известный в мировой психологической практике — Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить:
Критерии креативностиКритерии креативности:
По Торренсу
Творчество предполагает увлеченность самим предметомТворчество предполагает совпадение мотива и цели, т. е. увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В таком случае, если выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель, деятельность не приостанавливается. По мнению Д.Б. Богоявленской, развитие деятельности по инициативе личности есть творчество. В.Н. Дружинин считает, что творчество как активность личности заключается в возможности выхода за пределы заданного. Он полагает, что креативность является свойством, которое прояввляется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
Функция творчества – отражать не только мысли и устремления, но и стадию развития общества в целом, исторические события, противоречия в обществе. Оно дает возможность понять определенный период развития общества, его дух и противоречия. Общество отбирает и сохраняет только те творения, которые наиболее полно отражают определенную стадию его развития, показывая важность творчества для следующих поколений. Важность творчества в декоративно-прикладном искусствеСпособность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность является важнейшей особенностью, отличающей человека от других живых существ. Интеллект (как способность решать актуальные проблемы в уме без поведенческих проб) присущ не только человеку. Однако только человек создал «культуру» (музыка, книги, нормы поведения и др.). Человек, изобретая, творит. «Творчество как способ социального поведения изобретено человеком для реализации идей – плодов человеческого активного воображения». Творчество всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Несомненна важность творчества и в декоративно-прикладном искусстве, так как создание бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами необходимо для развивающегося в культурном плане общества. Гипотезы происхождения креативностиИмеются несколько гипотез по возникновению креативных способностей. Согласно первой считается, что творческие способности возникли у человека разумного постепенно, в течение длительного времени и явились следствием культурных и демографических изменений человечества, в частности, роста численности народонаселения, путём сложения способностей самых умных и одарённых особей в популяциях, с последующим закреплением данных свойств в потомстве. По второй гипотезе, высказанной в 2002 году антропологом Ричардом Клайном из Стэнфордского университета, появление креативности носило скачкообразный характер. Она возникла вследствие внезапной генетической мутации около 50 тысяч лет назад. См. также
Литература
|
Copyright © Галеон |
Интернет-магазин
Багет онлайн
Багет срочно
|
|
|