багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Сущёвский Вал, 75с1 (схема)
 

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Декоративность

Декоративная форма произведения

Декоративность (от лат. decorо — украшаю) — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем и выступающая как одна из форм выражения красоты. В той или иной мере декоративность проявляется во всех видах пространственных и пространственно-временных искусств, а в декоративно-прикладном искусстве служит главной формой выражения содержания и художественной образности. Первичный генетический смысл декоративность приобретает в орнаменте, в основе которого — предметная форма; постепенно она превращается в символ, который в свою очередь — в декоративный мотив (круг солнца, линия волны или змеи, рог козла, позвонок барана, лист, цветок, конь, рыба, птица, «мировое древо» и т. д.). Второй свой смысл декоративность получает в процессе синтеза искусств, связи с окружающей предметно-пространственной средой через отношения частей и целого. Украшающий узор (или изображение) видоизменяясь по форме, пронизывается идеей украшаемого предмета, что придает предмету большую красоту и цельность. Так, узор или рисунок, украшающие прялку, вазу, ткань и т. п., видоизменяются, сочетаясь с целым, укладываются в границы предмета, отвечают его пропорциям, следуют его членениям, ритму и назначению, в результате приобретают свою тему, особый композиционно-пластический строй, стилизованный характер. Декоративно оформленное изделие может и само выполнять декоративную функцию и соответственно строиться как украшение по отношению к другому целому, к архитектуре и природному окружению. Например, скульптура в романском или готическом соборе вытягивается или уменьшается в своих пропорциях, переламывается на переходах от одной стены или архитектурной детали к другим, обращается ко всем окружающим предметам, ищет с ними союза, родства или контрапункта, полифонически согласуется с ними. Из такого «диалога» орнамента с предметом, предмета или изображения с архитектурой рождается декоративная форма произведения, приобретающая преображенный, условный, орнаментальный, метафорический характер. В разные эпохи и у разных народов такая взаимосвязь приобретает свои черты.

Внутренняя и внешняя декоративность

В структурном отношении декоративность выступает в двух качествах как внутренняя декоративность, органически присущая конструкции, композиции, форме, и внешняя декоративность («декор») — дополнительное украшение, «вторичный свет красоты» (Леон Баттиста Альберти). Предмет становится декоративным благодаря своим внешним связям, которые одновременно касаются его собственных структурных характеристик. Так, в ювелирном искусстве мастер не только создает форму как украшение, но и стремится достичь ее завершенности, увенчания, благодаря чему внутренняя и внешняя декоративность встречаются, синтезируются. Качество декоративности требует особых приемов и типа художественно-образного мышления, мифопоэтического отношения к действительности. Суть декоративного образа в выражении не столь единичного, сколько общего — «видового» и «родового» (как в народном искусстве образы «доброго молодца», «красной девицы» и т. д.).

Словарь эстетики