багетная мастерская

ИЗМЕНЕНИЕ  РЕЖИМА  РАБОТЫ

ПЯТНИЦА  —  ДО  17  (БЫЛО  ДО  18)

СУББОТА  —  ДО  16  (БЫЛО  ДО  17)

Подробнее

8(495)517-59-33    

Бизнес-квартал Парк Мира (схема)
 

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Джованни Больдини

Джованни Больдини (итал. Giovanni Boldini; 31 декабря 1842, Феррара, Папская область — 12 января 1931, Париж, Франция) — итальянский живописец. Один из лучших портретистов конца XIX — начала XX века.

Сын художника. Учился во Флорентийской академии художеств. С 1869 года работал в Лондоне, где получил известность как портретист. В 1872 году поселился в Париже и стал выставлять свои работы в Салоне. Дружил с Эдгаром Дега, Джоном Сарджентом, Полем Эллё. Оставил портреты многих заметных фигур Прекрасной эпохи, был одним из наиболее известных и хорошо оплачиваемых портретистов своего времени. Удостаивался Гран-при на Всемирных выставках в Париже (1889, 1900).

В 1933 году журнал «Тайм» в статье, посвященной ретроспективной выставке художника в Нью-Йорке, не без основания назвал его «мастером шика» (Master of Swish) (игра слов: swish — это еще и взмах со свистом, шелест, шуршание; а изображать словно летящие подолы женских платьев Болдини был мастер), и подражать этому его мастерству полторы сотни лет стремятся многие художники, в том числе и наши современники. Признан он и профессиональным сообществом.

Биография и творчество

Кроме того, он довольно активно общался с Джованни Фаттори и другими художниками-маккьяйолистами, представителями одного из последних крупных итальянских художественных течений конца XIX века. Маккьяйолизм — техника рисования цветовым пятном (macchia — пятно, в переводе с итальянского) — возник во Флоренции в середине XIX века. Теоретически (и хронологически) он предшествует опытам импрессионистов и родственен дивизионизму. Маккьяйолисты утверждали, что художник должен изображать только то, что воспринимает глаз, — цветовые пятна, свет и тени, не изменяя при этом реальности. Нельзя сказать, что Болдини полностью разделял их идеи, однако рисование цветовым пятном — важный стилеобразующий элемент в его творчестве; влияние его бесспорно ощущается в ранних пейзажах, написанных во Флоренции, и конечно, его элементы нельзя не заметить в знаменитых портретах светских дам.

После окончания флорентийской академии Болдини жил, работал и продолжал учиться (в первую очередь у своих друзей-художников) во Франции, Англии, Голландии, Германии. В 1867-м, например, он впервые побывал в Париже, где посетил Всемирную выставку и познакомился Эдуаром Мане и Альфредом Сислеем и даже подружился с Эдгаром Дега.

А в 1869 году Болдини работал в Лондоне, где наконец почувствовал, что такое слава портретиста: его прозвали Маленьким итальянцем (прозвище для художника — знак абсолютного признания публикой), а желающие иметь портрет его кисти буквально записывались в очередь. «Внеочередных» портретов удостаивались лишь самые важные персоны, а также его друзья-художники (Фредерик Лейтон, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Джон Сингер Сарджент), с которыми он познакомился во время работы в Англии. Кроме славы и новых друзей, Англия подарила ему и новые возможности для самообразования: с большим энтузиазмом Болдини изучал опыт не только своих современников Сарджента и Уистлера (впрочем, специалисты усматривают в его работах лондонского периода и влияние Эдуара Мане), но и английских портретистов XVII — XVIII веков, в первую очередь Томаса Гейнсборо.

В 1872-м Джованни Болдини обосновался в Париже, а с 1874-го стал постоянным экспонентом Салона Независимых. Репутация, обретенная в Лондоне, помогла ему быстро влиться в артистические круги Парижа. Постоянные выставки в Салоне, общение с известнейшими людьми своего времени только добавляли ему популярности в парижском свете. Заказы на портреты не иссякали, но, как это часто бывает, слава быстро превратилась в моду. Заполучить портрет кисти Болдини скоро стало вопросом престижа, и в этом смысле он мог «соперничать» разве что еще с одним известным портретистом той эпохи, классиком американской и европейской живописи и своим другом Сарджентом и, наверное, с Полем Эллё — портретистом, изобразившим почти всех самых известных представителей своего времени, в том числе того же Сарджента и Марселя Пруста.

И всё же основными его заказчицами продолжали оставаться светские дамы, чьи образы сделали Болдини модным художником, однако ни на шаг не приблизили своего автора к профессиональному признанию.

Двери в мир большого искусства Болдини открыл написанный в 1886 году портрет Джузеппе Верди — самого, пожалуй, известного человека во всей Европе того времени. Именно благодаря этому портрету о Болдини заговорили как о мастере реалистической живописи. Верди, воодушевленный и работой художника над портретом, и самой картиной, стал отзываться о нем исключительно как о серьезном мастере. С этого времени художник стал получать заказы не только на портреты светских львиц, но и их мужей и родственников — крупнейших политических и общественных деятелей. Между 1890 и 1910 годами Болдини создал ряд блестящих портретов известных общественных деятелей и людей искусства и театра.