Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Полиграфия

Художественная цифровая печать

Художественная цифровая печать (от англ. digital fine art printing) — это направление цифровой печати, акцентирующее своё внимание на создании художественных репродукций и фотоотпечатков высокого качества, зародившееся в 1980-х годах в США. Отпечатки изготавливаются с помощью цифрового оборудования непосредственно из файлов, таких как отсканированые копий картин или цифровые фотографии, получаемых от рабочих станций.

Для изготовления используется широкий выбор материалов: бумага, фотобумага, виниловая пленка, картон, холст и т. д. В наши дни, широко используется профессиональными фотографами, цифровыми и традиционными художниками для создания копий картин или оформления своих работ.

Технологии

Основное различие между художественной цифровой печатью и традиционными методами, такими как литография, шелкография, фотогравюра или инта?льо в том, что нет необходимости вручную изготавливать сменные печатные формы. В результате чего, цифровая печать является более быстрой, а стоимость одного отпечатка не зависит от тиража.

Самыми популярными методами создания художественного отпечатка являются струйная и лазерная печать. Различие между ними заключается в использовании чернила или тонера. В основе лазерной печати лежит процесс, во время которого тонер прилипает к областям на барабане принтера, обработанного лазером, после чего переносится на бумагу. Как правило, лазерные принтеры имеют низкое разрешение, а для цветной печати используются всего четыре типа красящего тонера. Таким образом, качество получаемых фотоотпечатков значительно ниже, чем при струйной печати.

В то же время, при использовании технологии струйной печати, отпечатки создаются путём впрыскивания струйки чернильных капель. Небольшие насосы выталкивают чернильные капли через сопло печатающей головки со скоростью более миллиона капель в секунду, что делает отпечаток аналогичным по качеству и равномерности переходов тонов с исходным изображением. В современных принтерах используется до двенадцати цветов чернил, что позволяет передать до 16 миллионов цветов и оттенков.

История возникновения

Художественная печать берёт свои истоки со времён создания первых струйных принтеров, предназначенных для получения цветопроб, служивших образцом для воспроизведения цвета при тиражировании печатного материала. Одним из таких принтеров был Iris, выпущенный Iris Graphics в 1985 году, который впервые был использован в виде устройства для создания художественных репродукций на различных материалах, включая бумагу, холст, шелк, лён и другие текстильные изделия. Многие полиграфисты, фотографы, художники и инженеры того времени увидели возможность использовать этот промышленный принтер как способ производства качественных отпечатков изображений с высоким разрешением и точной цветопередачей.

Инженер по управлению цветом Дэвид Кунс использовал Iris 3024, работая в компании Walt Disney, для печати изображений, полученных с помощью новой компьютерной системы 3D анимации. Он также написал программное обеспечение для печати цифровых изображений, созданных с помощью персонального компьютера Macintosh, выпущенного в 1984 году компанией Apple, и модифицировал принтер Iris, отодвинув печатающие головки от барабана таким образом, чтобы можно было создавать отпечатки на качественной акварельной бумаге. В 1990 Кунс сканирует и ретуширует фотоснимки Грэма Нэша, вокалиста легендарной группы Crosby, Stills & Nash для его персональной фотовыставки в галереи Саймона Ловински. Нэш был настолько впечатлен качеством отпечатков от Iris, что купил струйный принтер Iris 3047 за $ 126000 для печати собственных фоторабот и, в конечном итоге, создал Nash Editions - одну из первых в мире студии профессиональной художественной цифровой печати.

Полиграфисты столкнулись с отсутствием термина, который смог бы охарактеризовать изготавливаемые ими художественные отпечатки большого формата на струйных принтерах высокого разрешения. Вследствие чего, Джеком Дюганнэ и был предложен термин «жикле печати», основанный на французском слове gicleur, означающим «дюз», или сопло, которые используются в большинстве струйных принтеров.

Существовало множество проблем с адаптацией принтера Iris для художественной печати, включая подачу бумаги и свойства чернил, неустойчивых к выцветанию[4]. В 1994 году появляется первое поколения устойчивых пигментных чернил и широкоформатных струйных принтеров от таких компаний как Epson и HP, которые превращают художественную печать в отдельное направления полиграфии.

Место в современном искусстве

В марте 2001 в Музее американского искусства Уитни состоялась выставка, посвящённая изучению важности цифровых технологий в американском искусстве. Это было первое мероприятие, сосредоточившее внимание на влиянии цифровых технологий, и включавшее в себя экспозицию из несколько цифровых отпечатков.

Спустя три месяца, в апреле 2001 года, в Бруклинском музее открылась выставка «Современная цифровая печать» для изучения синтеза цифровых вычислительных технологий и процессов печати. Выставка включала 84 работы, напечатанных традиционно, но отредактированных или полностью созданных на компьютере. Были представлены работы таких известных художников как Джон Балдессари, Чак Клоуз, Джим Дайн, Энн Гамильтон, Нам Джун Пайк, Роберт Раушенберг, Кики Смит и Джеймс Тюррелл.

На сегодняшний день цифровые отпечатки (в первую очередь так называемые «жикле») являются частью постоянной коллекции Метроп?литен-музея в Нью-Йорке, Музея современного искусства, Музея американского искусства Уитни, галереи «Corcoran» в Вашингтоне и Чикагского института искусства.

В настоящее время такие музеи как Лувр, Музей Орсэ, Эрмитаж, Национальная Галерея и Библиотека Конгресса создают копии наиболее важных произведений искусства из своих коллекций (Ван Гога, Матисса, Пикассо, Уорхола, Сера, Уинслоу Хомер, Ансель Адамс, Man Ray, Уолкер Эванс, Доротея Ланж, Эдвард Кертис), используя технологии художественной цифровой печати.