багетная мастерская  

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Пространственная икона

Пространственная икона — пространственный образ-посредник, призванный соединить земную реальность и божественный мир. Термин предложен Алексеем Лидовым как основное понятие иеротопии, обозначающее определенную категорию иконических образов. При помощи этого понятия описываются процессы создания и восприятия сакральных пространств. Пространственная икона выполняет медиативную функцию связующего звена между горним и дольним, как и икона на плоскости, однако, в отличие от последней, она предполагает не только изображение, но всю совокупность материальных предметов, эффектов и образов, определяющих и формирующих сакральное пространство. Пространственная икона может включать в себя как неподвижные монументальные постройки, архитектурную декорацию, настенные росписи, обычные иконы и разнообразную литургическую утварь, так и принципиально подвижные формы: динамически меняющиеся в процессе богослужения священнодействия, драматургию световозжиганий и колебаний естественного света, а также среду запахов. С этой точки зрения каждый храм может быть рассмотрен как пространственная икона, в которой образ Божий существует не как плоское изображение, а возникает из совокупности самых разных медийных эффектов. Многие сакральные ландшафты разных религий были задуманы и оформлены как пространственные иконы. В христианской традиции самые яркие примеры находим в многочисленных «Новых Иерусалимах» — архитектурно-ландшафтных образах Святой Земли, включая наиболее масштабный из них Новый Иерусалим на р. Истра под Москвой, который в середине XVII в. был задуман патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Пространственные иконы во многих случаях имели конкретных творцов, работу которых можно сравнить с художественной деятельностью современных режиссеров, объединяющих усилия самых разных мастеров-исполнителей.

Важнейшая особенность пространственных икон — их перформативность. Они пребывают в постоянном движении, изменяясь как живая среда, формируемая ритуальными жестами, светом, запахами, и наконец самим подвижным человеческим восприятием, каждую секунду по-новому реагирующим на окружающий мир. Чудотворные иконы и реликвии часто играют центральную роль в создании единого пространственного образа. Классическими примерами перформативности в восточнохристианской традиции являются вторничное действо с иконой Одигитрии в Константинополе XII—XV вв. и «шествие на осляти» в средневековой Москве. В этих случаях матрицей пространственной иконы становился сам город, а участники обрядов, наряду с авторами сценария и основными исполнителями, становились её создателями. Примером пространственной иконы в других религиях является буддийский обряд создания и разрушения песочной мандалы.

Пространственная икона не является иллюстрацией конкретных идей или событий. Она сознательно создается в пространстве вне плоских изображений или материальных предметов, хотя все они и играют роль в её формировании. Так, в православных храмах создавалась пространственная икона Небесного Иерусалима, который при этом нигде не был непосредственно изображен. Для описания особой не-иллюстративной природы этих образов было предложено новое понятие образа-парадигмы, иными словами образа-идеи, своего рода видения, которое создатели сакральных пространств вызывали в сознании подготовленных зрителей. Образ-парадигма играл центральную роль во всей многослойной образной системе византийского храма и был главным средством коммуникации между творцами пространственных икон и их зрителями.