багетная мастерская  

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Иеротопия

Иеротопия — это создание сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид духовного и художественного творчества, а также специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества. Концепция иеротопии и сам термин были предложены Алексеем Лидовым в 2001 году. Иеротопия как раздел гуманитарного знания находится на стыках традиционных дисциплин истории искусства, археологии, культурной антропологии, этнологии, религиоведения, однако не совпадает ни с одной из них и имеет собственный предмет и методологию. Речь идет не о феноменологии священного, хорошо изученной в работах Мирча Элиаде, Рудольфа Отто, Павла Флоренского и других, а об исторически конкретной деятельности людей по созданию среды общения с высшим миром. Иеротопия может включать и мистическую компоненту, но прежде всего это процесс осознанного творчества, формирования сакрального пространства при помощи архитектуры, изображений, обрядов, света, запахов и иных медиа.

В рамках иеротопического подхода иконы и другие произведения сакрального искусства рассматриваются не как изолированные предметы, а как компоненты иеротопических проектов в их художественной и концептуальной целостности и временном развитии. Фигура автора, создателя сакрального пространства, получает должную оценку. Он рассматривается как художник, деятельность которого подобна творчеству современных кинорежиссеров, организующих работу самых разных мастеров. Например, авторами крупнейших иеротопических проектов своего времени были византийский император Юстиниан, создатель Св. Софии Константинопольской, и аббат Сугерий, автор замысла первого готического собора Сен Дени в Париже. Результатом иеротопического творчества могли быть не только церкви и святилища, но и ландшафты, архитектурные комплексы, и даже города и страны. Темы иеротопических исследований разнообразны и могут включать столь различные предметы, как роль света в церковной архитектуре, религиозные церемонии и праздники, народные традиции, сопоставление иеротопических моделей разных культур. Иеротопия интересуется также образами пространства в малых формах искусства и в литературе.

Иеротопии было посвящено 4 международных симпозиумa.

Пространственные иконы

Пространственная икона — одно из основных понятий иеротопии. Пространственные иконы — это образы, возникающие в пространстве храма или святилища и формирующие его сакральную среду. Иеротопическое творчество — это род искусства, которое можно описать как создание пространственных икон. Это понятие применимо и к восприятию интерьера храма, включая архитектуру, изображения, драматургию света и богослужение в их единстве, и к изучению «сакральных ландшафтов» подобных подмосковному Новому Иерусалиму, и к исследованию обрядов, создающих иконическую среду, таких как «Шествие на осляти» в средневековой Москве. Важнейшие особенности пространственных икон — их принципиальная подвижность, перформативность, а также отсутствие формальной границы между образом и зрителем, который включается в действие и в некоторой степени становится создателем пространственной иконы.

Перенесение сакральных пространств

Перенесение сакральных пространств является важнейшей формой иеротопического творчества. Во многих случаях первоначальное сакральное пространство возникало в результате иерофании, то есть воспринималось как освященное божественным знамением или чудом. Это первичное сакральное пространство осознанно воспроизводилось в процессе иеротопического творчества и присутствовало во вновь созданном святилище или храме в виде пространственной иконы. Например, в библейской истории строительство первого Храма можно рассматривать как воспроизведение сакрального пространства Скинии Завета. С другой стороны, первый Храм может рассматриваться как первообраз в иеротопии христианских храмов. В христианской традиции и Востока и Запада известны многочисленные воспроизведения «новых иерусалимов», призванные установить связь с пространством Святой Земли, особенно с местом, где произошли спасительные страдания и чудесное воскресение Иисуса Христа. Сакральное пространство Гроба Господня сознательно воспроизводится в алтаре любой христианской церкви.

Образы-парадигмы

А. М. Лидов анализирует создание и восприятие сакральных пространств при помощи введенного им понятия образа-парадигмы. Образ-парадигма — это образ-видение, который создавался при помощи разных средств с намерением вызвать тот же образ в сознании наблюдателя-участника пространственной иконы. Образ-парадигма, принципиально не иллюстративный и не плоский, являлся средством коммуникации между творцами сакральных пространств и их зрителями, своего рода смысловым стержнем всего иеротопического проекта. Одним из наиболее важных образов-парадигм в христианской традиции является образ Небесного Иерусалима, который присутствовал в любой византийской церкви, хотя и не был изображен в виде отдельной картины.