багетная мастерская  

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Гравюра

Оттиски гравюры

Гравюра (фр. gravure от нем. graben — копать или фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства (и графической техники, полиграфической технологии), произведения которого в завершенном виде представлены печатными оттисками, и классифицируемы (в отличие от созданного в техниках непечатной графики) таким понятием и термином как эстамп, объединяющим разные виды печатных графических произведений, созданных в различных техниках высокой и глубокой печати. Оттиски гравюры получают с «досок» (так именуются и металлические печатные формы), которые используются для тиражирования изображения разными способами печати с их рельефных поверхностей — на цинкографических и позолотных прессах или на офортном станке (при ручной печати, с маленьких досок — притиркой), в цветной гравюре, кьяроскуро — с нескольких досок. Каждый оттиск, полученный с печатной формы, считается авторским произведением (даже в тех случаях, когда доску нарезал гравёр по рисунку художника).

Гравёр

Гравёр (фр. graveur) — художник, создающий графические произведения средствами высокой или глубокой печати. Авторов таких работ по праву и сейчас именуют "гравёрами", потому что большинство художников, занимающихся гравюрой, владело и владеет приёмами работы непосредственно на печатной форме.

Гравёр — в узком, профессиональном смысле — квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных штихелей, резцов, игл и дргих инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл, пластмасса, дерево, стекло и др.). Профессия гравёра распространена в полиграфии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, ювелирном деле.

В подавляющем большинстве случаев профессиональный гравёр, мастер-полиграфист не считается автором произведения, поскольку он работает по эскизу (рисунку) профессионального художника, который объективно и считается таковым — автором, воплощаюим замысел, находящим средства выразительности, — композицию и образы, использующим линеарные, тоновые средства для реализации всех этих компонентов в произведении; в особенности это касается гравюры как таковой — станковой и прикладной графики, создаваемой соответствующим полиграфическим способом.

Гравёр — в широком смысле — осуществляющий различными приёмами гравирования изобразительные или орнаментальные композиции; исполнитель гравюры, работающий по своему или чужому рисунку.

Классификация гравюр

В зависимости от способа получения оттиска данный вид графики делится на два основных вида: «гравюру высокой печати» и «гравюру глубокой печати». В первом случае краска накатывается и переносится на запечатываемую бумагу с плоскости доски, а во втором — из углублений штрихов. В зависимости же от материала печатной формы гравюрные техники различаются так: гравюра на металле, линогравюра, гравюра на дереве (ксилография), гравюра на картоне, воске и т. п.

В зависимости от способа обработки (гравирования и травления) при нанесении рисунка, формы гравюра на металле также подразделяется на виды: гравюра резцом на меди, стали, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Для создания рельефного рисунка с этой целью используется либо механический способ (нанесение на доску зеркального подразумеваемому в последующем оттиске изображения): процарапывание с помощью иглы или другими специальными инструментами, в том числе — подобными штихелям для торцовой гравюры, но несколько отличающимися от них формой (более крутым изгибом клинка и заточкой рабочей части) — так называемыми стиплями и т. п.), либо химический (травление кислотой или хлорным железом).

Автогравюра

Автогравюра — гравюра, в которой печатная форма (из разных материалов — дерево, линолеум, металл) выполняется самим художником — автором композиции. Большинство графиков-станковиков — от Альбрехта Дюрера до современных художников — всегда работало в материале самостоятельно: это обусловлено и тем, что настоящего понимания особенностей валёра и путей получения требуемых эффектов можно достичь только так. Даже первые пробные оттиски художник старается делать сам, в том числе и печатью на тонкой бумаге — притиркой. В. А. Фаворский считал этот способ печати лучшим, поскольку тщательность, с которой автор это делает, позволяет передавать тончайшие нюансы, что недостижимо при печати на станке. Однако это справедливо только для сравнительно небольших ксилографией: гравюры большого формата напечатать притиркой практически невозможно. Тем не менее, авторами как европейских, так и японских гравюр всегда считались художники, сделавшие рисунок, на основе которого гравёры выполняли доски. C рисунками Гюстава Доре одновременно работало сразу несколько мастеров, а сам художник иногда тут же правил прямо на доске, что позволяло достигать цельности и стилистического единства цикла.

Декоративная сторона гравюры

В конце 19 века графика, как и монументальная живопись, переживает свое второе рождение: вновь возрождаются искусство литографии, офорта, гравюры на дереве. Гравюра, особенно литография, была до изобретения фотографии надежным средством репродуцирования, в ней ценились точность, законченность. Фотография взяла на себя многие функции литографии. Гравюра конца 19 века возрождается на новой художественной основе, гравюрой начинают заниматься живописцы, привнося в этот вид деятельности новые приемы.

Художники группы "Наби" (Дени, Вюйяр, Боннар) работали в сфере книжной и прикладной графики в технике цветной литографии. Обращаясь к новому для них виду искусства, к новому материалу, художники искали приемы, близкие к живописным, обогащая гравюру изобразительными новшествами. В творчестве художников группы наби сильно возрастает декоративная сторона искусства гравюры, тема изображения часто не столь важна, как техника и материал.

Все члены группы, как и многие французские художники того времени, испытывали значительное влияние японского искусства, прежде всего — цветной гравюры на дереве. Увлечение народным искусством, старофранцузскими гобеленами и витражами, итальянскими примитивами, а также японской гравюрой отразилось в творчестве "Наби" в плоскостности композиции, главенстве цветового начала, орнаментальности.

Феликс Валлоттон, завоевавший себе славу как график, создал оригинальный стиль гравюры на дереве, отказавшись от штриховой моделировки. Валлоттон исполнил 145 гравюр (все свои работы, как живописные, так и графические, художник заносил в реестр). Его книжные иллюстрации, плакаты, рисунки для журналов основываются на сочетании черных и белых пятен, линий, орнамента. Фактура материалов передается с помощью полосатой, клетчатой, волнообразной штриховки, она также построена на сочетаниях черной линии и белой бумаги.

Старинные гравюры

Старинные гравюры представляют собой уникальный и редкий по красоте художественный материал. Существует загадочный мир коллекционеров старинных гравюр, мир, отличающийся замкнутостью почти кастовой.

Гравюры - живые свидетели эпох. Из московского вида начала XIX века можно узнать, как выглядел в то время знаменитый храм или как одевались разносчики пирожков. По карте - проследить, какие города отсутствовали на ней в конце XVIII века просто потому, что еще не были построены. Гербарии расскажут удивительную историю растений, половина из которых даже не упомянута в современных ботанических атласах.

Виды русских и европейских городов, географические карты, костюмы и униформы, жанровые сценки, листы ботанических атласов, - это "интерьерный" материал, позволяющий создавать красивый и стильный дизайн интерьера.

Статьи о гравюрах

Японская гравюра