багетная мастерская  

Поисковый запрос должен быть не менее 4-х символов


Реликварий

Реликварий (лат. Reliquarium, от reliquiae) — вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение. Почитание реликвий наиболее развито в христианстве, но также проявляется в индуизме, некоторых формах буддизма и других культах.

Реликвариями называются иногда наперсные кресты, заключающие в себе частицы мощей.

Распространение в католицизме

В римско-католической церкви ковчег для хранения мощей святого вошёл в употребление очень рано. Такие ковчеги имели весьма различную форму, изготовлялись из дорогих материалов и орнаментировались с большой роскошью. В X—XII веках им давался чаще всего вид украшенного эмалью и слоновой костью продолговатого домика с двускатной кровлей, нередко с нишами в боковых стенках, заключавшими в себе фигуры апостолов или других святых, и с изваяниями Христа и Богоматери на фронтонных сторонах.

В позднероманскую эпоху распространился обычай делать реликварии в виде церкви, имеющей иногда, кроме главного продольного нефа, два побочных, боковых, и поперечный, с выступающими из стен пилястрами, высокой крышей и башенками, с узорчатыми сквозными решётками по гребню и краям крыши, с бронзовыми фигурами или с золотыми и серебряными рельефами в стенных арках и нишах. Особенно роскошные реликварии этой эпохи встречаются преимущественно в прирейнских местах. Таковы, например, ковчеги «четырех великих святынь» и Карла Великого в ахенском соборе, раки трех волхвов в кельнском соборе, церкви Святой Урсулы, там же, Святого Гериберта в Дейтце, Святой Анны в Зигбурге, Святого Зюитберта в Кейзерверте, Святого Епифания и Святого Годегарда в Хильдесхаймском соборе, Святого Елевферия в Турне и другие.

Форма храмика продолжала употребляться для реликвария и в период господства готики, причём, исполненные в этом стиле, они получали ещё более обильную и богатую орнаментацию. Как на замечательнейшие готические реликварии можно указать на раки Святой Елизаветы в Марбургском соборе (около 1300 года) и Святого Патрокла, хранящуюся ныне в берлинском художественно-промышленном музее (1313 год).

Наряду с храмообразными реликвариями изготовлялись также мощехранительницы в виде цилиндрических сосудов, поддерживаемых колонками или фигурными ножками, башенок, увенчанных куполом или остроконечной крышей, переносных алтарей, нарядных ларцов и т. п. Если же они назначались не для целых мощей святого, а их частей, то им придавался вид бюстов, рук, пальцев, ног и пр., сообразно тому, что должно было заключаться в них.

Кроме того, существуют реликварии в виде золотых и серебряных статуэток, с пустотой внутри, крестов, триптихов и диптихов, украшенных живописью, эмалями и драгоценными камнями — например, так называемый дорожный алтарный складень Эльбингского великого командора Тило фон Ларха (1388 г, в берлинском музее).