|
|
|||||
Берт ШтернБерт Штерн (англ. Bertram Stern; 3 октября 1929, Нью-Йорк — 26 июня 2013, Нью-Йорк) — американский модный фотограф, известный своими работами со многими знаменитостями. Берт Штерн более 50 лет создавал фотографии для известных модных журналов, в первую очередь для «Vogue». Знаменитый фотограф занимался также съемкой для туристических и рекламных изданий. Его редакционными и коммерческими клиентами были «Vogue», «Life», «Glamour», «IBM», «Noxema» и «Revlon». За это время в объектив его камеры попали Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, ему позировали Бриджит Бардо, Мадонна, Кайли Миноуг, Дрю Бэрримор и многие другие знаменитости. Берт Штерн скончался в Нью-Йорке на 84-м году жизни. Смерть наступила 26 июня, однако об этом стало известно только 27 июня, когда о кончине фотографа сообщила его подруга, режиссер Шанна Ломейстер. За свою более чем пятидесятилетнюю карьеру Берт Штерн провел фотосессии многих признанных красавиц. Наибольшую известность ему принесли снимки Мэрилин Монро, сделанные в в номере-люкс отеля Bel-Air в Калифорнии в 1962 году незадолго до её смерти. Фотографии голливудской дивы стали по-настоящему культовыми. На больщинстве фотографий Монро обнажена или позирует за прозрачными шарфами. Берт Штерн стал последним фотографом, кто запечатлел легендарную Мэрилин Монро на фотопленке. Через шесть недель Монро умерла. То, что журнал «Vogue» задумывал как восьмистраничный опус звезды экрана, превратилось в некролог и вошло в историю фотографии как «Marilyn's Last Sitting». Большую серию этих фотографий он позже опубликовал отдельной книгой. В этой книге он рассказывал, как был очарован ей, но после близкого разговора на второй день съемок понял, что она чувствовала себя глубоко несчастным человеком. Наряду с Ирвином Пенном (Irving Penn), Ричаром Аведоном (Richard Avedon) и Марком Шоу (Mark Shaw), Берт Штерн был частью поколения фотографов, которые включали изображения в арсенал рекламы глянцевого журнала, до них фотографии использовались в основном для иллюстрации текста. Работы Штерна выставлялись в самых престижных галереях и музеях мира, включая Музей современного искусства (MoMA) и галерею Staley-Wise Gallery в Нью-Йорке. Работы Штерна хранятся во многих музейных собраниях, в том числе Технологическом институте моды в Нью-Йорке, а также в Музее современного искусства в Нью-Йорке и в Международном музее фотографии и кино (George Eastman House). George Eastman House - старейшей в мире музей, посвященный фотографии и один из старейших в мире киноархивов. Он был открыт для публики в 1949 году в Рочестере, штат Нью-Йорк. В 1959 году он дебютировал в качестве режиссера документального фильма «Джаз в летний день» («Jazz on a Summer’s Day», 1959). Штерн снимал этот фильм во время джазового фестиваля Newport Jazz Festival, проводившегося в 1958 году. В 1999 году Библиотека Конгресса США признала этот фильм «достоянием культуры» и выбрала его для хранения в Национальном кинореестре (National Film Registry). Штерн был фотографом фильма «Лолита» и сделал известные снимки Сью Лайон. БиографияБертрам Штерн родился в Бруклине, Нью-Йорк, 3 октября 1929 года, в еврейской семье эмигрантов из восточной Европы. В 1968 интервью Newsday, Штерн сказал, что его отец работал фотографом, делая портретные снимки детей. С юношества Штерн чувствовал тягу к творчеству, однако свой рабочий стаж он открыл в роли простого офисного служащего в редакции журнала Look. В 1946 году он начал работать в журнале «Look» под руководством арт-директора Гершеля Брамсона (Hershel Bramson). Хотя, формально, у него не было ни образования ни опыта работы в сфере дизайна, он все-таки стал ассистентом Гершеля Брамсона. Там он подружился со Стэнли Кубриком, в то время штатным фотографом журнала «Look». Штерна и Кубрика связывало нечто общее - "взаимная заинтересованность в красивых женщинах", именно это и способствовало их тесной и прочной дружбе. Вскоре амбиции Штерна были замечены, и уже в 1949 году он становится арт-директором модного журнала Mayfair. Здесь молодой Штерн впервые начал заниматься фотографией. С 1949 по 1951, Штерн был арт-директором журнала «Mayfair». В это же время его друг Хершал Брамсон работал арт-директором во «Flair». Затем он перешел на работу в рекламное агентство LC Gumbiner. Во времена Корейской войны (1950-1953), Штерн работал военным фотографом в Японии. По рекомендации старого друга, который уже жил и работал в Токио, Берт Штерн был командирован в Японию, работать фотографом в департаменте. Там он научился пользоваться пленочной камерой, делая снимки для армии. Там в Японии он издал свои первые фотографии и встретил будущую жену, модель Тедди Айер. Вскоре Брамсон дал ему первое задание в качестве коммерческого фотографа. Это были съёмки для рекламной компании водки Smirnoff. После завершения службы в армии, Штерн не был уверен в том, что ему стоит продолжить карьеру фотографом. «Flair» закрыли, и Брамсон стал работать в небольшом рекламном агентстве Lawrence C. Gumbinner. Он пригласил Штерна поэкспериментировать с ним, создавая рекламу для водки «Smirnoff». Компания хотела отказаться от идеи графического логотипа и использовать фотографию. Штерн сделал несколько пробных кадров для макета, которые впоследствии были одобрены. И, когда Ирвинг Пенн отказался от работы, заказчики остановились на кандидатуре Штерна. В начале своей карьеры в 1955 году Штерн сделал свой фирменный снимок - бокал мартини (martini) крупным планом в знойном мареве египетской пустыни, а на фоне выгоревшего голубого неба вздымалась громада пирамиды.Первая фотография Штерна для «Smirnoff» получила премию. "Мне понравилась реклама. Это был способ экспериментировать и пробовать разные идеи. Мы старались делать снимки, которые раньше никогда не видели в рекламных объявлениях". Гуляя по 5-й авеню со стаканом Martini в руках, Штерн искал вдохновения, тогда-то он и заметил отражение, создаваемое окнами отеля Plaza, которое, как при искажении линзой оказалось перевернутым. "Тогда ко мне пришла идея, сфотографировать пирамиды в Гизе «вверх ногами», благодаря их перевернутому отражению, - но для этого я должен был лететь в Египет". Фотография мартини на фоне пирамиды является символом новаторской работы Штерна и творческого взрыва, который произвела реклама в конце 1950-х и начале 1960-х годов. Уже в этих ранних фотографиях Штерна можно заметить особенность, которая со временем стала проявляться в его работах все больше и больше: он неизменно выстраивает композицию вокруг некого динамического треугольника. В 1954 году Берт Штерн некоторое время работает в качестве редактора журнала «Fashion & Travel», но вскоре оставляет эту должность, чтобы полностью посвятить себя работе в рекламной индустрии. В 1954 году он открыл свою фото-студию. На съезде художников В 1959 году Штерн сказал: "Я хотел бы выразить свои чувства в моих фотографиях." В 1959 году Штерн связал свою судьбу с балериной Аллегре Кент (Allegra Kent). Золотой период кинематографаВскоре он стал очень востребован - журналы, рекламодатели, дизайнеры, голливудские студии заказывают ему съёмки. Работы Штерна украшают обложки глянцевых журналов. Круг его интересов очень широк = это и знаменитости, и звезды кино и коммерческие продукты - Одри Хепберн (Audrey Hepburn), Гари Купер (Gary Cooper), Трумэн Капоте (Truman Capote), Твигги (Twiggy), Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor), крем для кожи (Noxema skin cream), витамины (One a Day vitamins), соус для салатов (Wish-Bone salad) и, конечно, Мэрилин Монро (Marilyn Monroe). Время карьеры Берта Штерна совпало с периодом бурного развития рекламы и популярности джаза. В начале 1960-х годов, Берт Штерн был одним из самых успешных и креативных фотографов. Он создал культовые портреты многих мировых знаменитостей. Среди звезд, которых сфотографировал Берт Штерн были Льюис Армстронг, Элизабет Тейлор, Мэрилин Монро и другие знаменитости. В 1962 году для афиш и рекламы фильмон он фотографировал знаменитых актеров. Однажды раздался звонок из Twentieth Century Fox, и Штерна пригласили сфотографировать Элизабет Тейлор на съемках фильма «Клеопатра» в Риме. Берту была предоставлен карт-бланш (полная свобода делать все, что захочет). "Я не стал делать серию фотографий", сказал он в интервью "Tme". "Я всегда любил снимать портреты, и на тот момент у меня уже был опыт подобных съемок. К тому же, я уже фотографировал в своей студии Ричарда Бертона, который играл Марка Анотония в этой картине. У них [Бартон и Тейлор] начался тогда роман. Я подружился с этими ребятами, мы часто общались, и мне было гораздо интереснее делать более откровенные и искренние фотографии в работе с ними". Для Штерна занятие фотографией всегда было чем-то сродни занятию любовью - интенсивное, эмоциональное и чувственное. "Я был влюблен в каждого, кого фотографировал", говорил он спустя десятилетия. Примерно в то же время, как Штерн фотографировал Тейлор, ему позвонили из редакции "Glamour", предлагая работу. "На самом деле я безумно хотел работать с «Vogue»", - говорит он. "Но если бы я не снимал для "Glamour", я возможно никогда не попал бы в «Vogue»". "С «Vogue» я подписал контракт, который предусматривал, что у меня будет какое-то количество страниц, где я могу делать все, что захочу. Тогда я подумал, что Мэрилин Монро никогда не фотографировалась для «Vogue»." Последний сеансИменно тогда в июне 1962 года Берт Штерн сделал серию снимков Мэрилин Монро, которые стали известны как «Последний сеанс» («The Last Sitting»). Штерн, по заданию журнала «Vogue», провёл фотосессию с актрисой Мэрлин Монро в номере-люкс отеля Bel Air, в Лос Анджелесе. Во время фотосессии, Монро была прикрыта не более, чем шарфом, ожерельем или простынёй. В интервью одной из газет Штерн вспоминает: «В номере она осмотрелась и спросила про косметику. Я сказал, что особого макияжа нам не потребуется, и предложил немного подвести глаза. Она взяла один из шифоновых шарфов, он был прозрачным и она могла видеть меня сквозь него. Она сразу поняла и сказала: "Вы хотите сделать ню? " Так что это была ее идея". Фотографии создавались на протяжении 12-часовой фотосессии, которая продолжалась всю ночь до рассвета. "С ней было очень легко работать". Штерн принес пленку и показал её арт-директору «Vogue» Александру Либерману, который счел их замечательными. Вскоре после этого у Штерна состоялся телефонный разговор, в ходе которого Либерман сказал, что ему очень понравились фотографии, и он бы хотел, что бы фотограф продолжил работать в журнале, делая Fashion-съемки. Штерн вернулся в Лос-Анджелес и фотографировал Мэрилин еще два дня. На этот раз он работал не один, и съемка была более продуманная и запланированная, мастеру было трудно делать такие же спонтанные снимки, как в прошлый раз. Но однажды Мэрилин устав от переодеваний, попросила всех, кроме Штерна выйти из её комнаты, тогда, оставшись один на один с Монро он сделал те снимки, которые хотел. Изображения из этой серии остаются одними из самых знаковых и интимных портретов знаменитости из когда-либо сделанных. В этот раз Штерн сделал фотографии черно-белыми, в то время, как работы из предыдущего проекта для «Vogue» были цветными. "Они позвонили мне и попросили макеты фотографий," вспоминает Штерн. "Было что-то мистическое в этих снимках. В следующий понедельник она умерла". Фотосессия с Монро делает его знаменитым на весь мир. Съемки производились в несколько этапов и заняли целиком три дня. Возможно, как считают некоторые, Мэрилин Монро во время этих съёмок была пьяной от выпитого шампанского. Эта фотосессия стала последней для неё. Фотографии предназначались для публикации в «Vogue», на страницах которого они появились уже после смерти актрисы. В 1992 году Штерн издал фотографии отдельной книгой («Marilyn Monroe: The Complete Last Sitting»). Фотографии, снятые в течение нескольких пьяных фотосессий в Hotel Bel-Air, стали самыми известными изображениями самой знаменитой американской актрисы. С сонными глазами и обнаженная, попивающая шампанское из бокала, заставляющая поклонников сходить с ума от вида прозрачной накидки, шаловливо резвящаяся на белой льняной простыне… через шесть недель после этой фотосессии, Монро умерла от сильнейшей передозировки барбитуратами. Эти фотографии являются настоящими артефактами, последними “свидетелями” живой актрисы (некоторые фотографии перечеркнула красным маркером сама Монро, несмотря на желание Штерна опубликовать всю фотосессию). Но ценность снимков еще и в том, что они приоткрывают завесу тайны. На них мы видим актрису, чей комедийный талант подавлен сексапильностью, женщину, всецело осознающую себя моделью-с-плаката, несмотря на свои 36 лет. Очевидно, что во время фотосессии Монро была пьяна. Для неё это были не легкие времена. Известная своими выходками на съемочной площадке, после съемок «В Джазе Только Девушки» она получила публичный “разнос” от Билли Уайлдера, была уволена со съемок «Что-то должно случиться», пережила два развода и, в 1961, недолгое заключение в психиатрической клинике. Штерн открыл и сохранил живую природу настоящей женщины — прекрасной и хрупкой, со своими несчастьями и изъянами, — отделив её от образа только секс-символа. В современном отретушированном мире, его работы выглядят революционно. «Vogue» послал фотографии утверждение людьми Монро, это не было обычной практикой, но для снимков голливудской дивы редакция «Vogue» сделала исключение. "Многие из фотографий, были промаркированы, перечеркнуты маркером [те изображения, которые, по мнению критиков, не отражали ее индивидуальность]. С одной стороны, я понимал, зачем они это делают, но с другой я был с ними не согласен, мне нравились многие из перечеркнутых фотографий. Тогда художественный руководитель Герб Любалин (Herb Lubalin), узнав о забракованных кадрах, выразил желание использовать их в журнале «Eros», который тогда только создавался. После переговоров с людьми Монро, он получил разрешение на их использование в журнале". ДежавюСорок шесть лет спустя Штерн переснял ставшие классикой фотографии, заменив Монро на Линдси Лохан, на актрису, чья невероятная слава слабо соотносится с её профессиональными достоинствами. Штерн видит в Лохан более глубокую личность, чем она предстает перед нами в "кино для тинейджеров. Действительно, многие в киноиндустрии верят в её способность угнаться за "взрослыми" проектами. Если не брать это в расчет, то можно сказать, что у Лохан, как и у Монро, есть особый талант мелькания на страницах таблоидов и замедления своей карьеры. Штерн говорит, что проект также возник благодаря заинтересованности Уайлдера в "противоречивых женщинах", или "плохих девочках", таких как Бритни, Пэрис и Линдси. Монро, по сути, была королевой таблоидов. Линдси отнеслась к съемкам, как к театральному представленик, использовав свой шанс предстать в роли кумира. “Я хотела сыграть как можно лучше, вернуть её образ [Монро] к жизни”, – говорит она. Таким образом — полное копирование: шрамы, нагота, всё. “Не прошло и пятнадцати минут с её прихода, как она согласилась снять с себя одежду!” – пишет Штерн о Монро в своем самодовольном вступлении к «Marilyn Monroe: The Complete Last Sitting», книге, собравшей все 2,571 фотографии. Он мог бы сказать то же самое о Линдси Лохан. “Мне было достаточно комфортно”, – говорит актриса о своей наготе. Готовая, с "крылатой" подводкой для глаз, в парике-блондинке, Лохан, возвратившаяся к своему прежнему сладострастию, порой выглядела более похожей на Мэрилин, чем худая, иногда даже ослабленная девушка на оригинальных снимках Монро. "Очень похоже, иногда возникало дежавю, как будто снова побывал на старой улице", – сказал Штерн. Оригинальные фотографии, однако, были необычны своей практически клаустрофобичной близостью фотографа к своей музе. Во время первых съемок, Штерн уговорил окружающих стилистов оставить его наедине с Монро. Сессия, таким образом, превратилась в символичную (если не реальную) связь. В наши времена знаменитостей такое па-де-де стало невозможным. На съемках Лохан в толпе присутствовали менеджер Лохан, её охрана, её младшая сестра Али, гример с помощником, стилист с помощником, маникюрша, караул для охраны бриллиантов, Штерн, его менеджер, два помощника фотографа. Штерн и Лохан работали в смежной комнате, тогда как остальные ждали снаружи маленькими группами, как будто за кулисами. Снимки с Лохан появились затем в февральском (2008 г.) номере "New York Magazine". Позже в декабре 2008 года 36 снимков из знаменитой фотосессии с Монро были проданы на аукционе Christie’s за $ 146 тысяч. Съемка ЛолитыВ том же, 1962 году, вышел фильм "Лолита", созданный другом Берта - Стэнли Кубриком. Он попросил Штерна сделать несколько запоминающихся фотографий для фильма, которые в дальнейшем можно было бы использовать в рекламе. Тогда фотограф отправился на съемку 13-летней актрисы Сью Лайон и ее матери в магазине в Сэг-Харборе на восточном Лонг-Айленде. "Я вошел в магазин и увидел все эти забавные съемочные реквизиты – леденцы, солнцезащитные очки в форме сердца и прочее. Я не видел фильма Кубрика, но я читал книгу Набокова, поэтому несколько идей для съемки у меня всё-таки было. Я всегда работаю со словами, которые потом становятся картинами". Работа с VogueК концу 60-х годов количество сотрудников в личной студии Штерна доходит до 40 человек. Ежегодно в «Vogue» появляется до 200 страниц, созданных при участии Штерна. Помимо этого фотограф занимается еще несколькими эксклюзивными проектами журнала. У Штерна даже открывается собственный магазин «On First». В 1971 году от Штерна уходит жена. В 1973 году фотограф перезжает жить в Испанию, в надежде там как-то справиться с невезением в личной жизни. Его брак с балериной Аллегре Кент, матерью его детей, закончился разводом в 1975 году. Его браку был нанесен непоправимый удар, но он вернулся в Нью-Йорк и приступил к работе, пытаясь восстановить свою жизнь. Вдохновленный настольным справочником врача (Physicians Desk Reference - PDR), он задумывает создать свою книгу - сборник фотографий, среди которых были бы и те, что принесли ему всемирную славу, и простые натюрморты, которые раньше нигде не публиковались. Книга направила Штерна в нужное русло, и к концу 1970-х годов он снова фотографирует. Штерн возвращается в модный бизнес и оседает в Нью-Йорке. В 1982 году, в двадцатую годовщину смерти Монро, Штерн опубликовал последние фотографии Мэрилин, которые раньше никто никогда не видел. «Vogue» разместил фотографии Монро на 12 страницах, на этот раз некоторые из изображений, которые тогда были забракованы, были опубликованы. В 80-х годах он снова начинает работать с «Vogue», а в 1986 году приглашается в качестве фотографа для съёмок скандально известного календаря "Pirelli". Документальный фильм «Берт Штерн: настоящий безумец»С 13-летней моделью Шанной Ломейстер Штерн познакомился в 1983 году во время съёмок на фотосессии, затем четыре года спустя они встретились вновь. За последние три десятилетия, они создали множество хороших снимков. "Вся наша жизнь была связана с камерой и съемками. Мы много работали вместе и постепенно становились все ближе и ближе друг к другу", рассказала в интервью «Time» Ломейстер. Шана Ломейстер призналась, что в 2009 году она и Стерн тайно поженились. Берт Штерн знаменит фразой, которая стала его визитной карточкой: «Заниматься любовью» и «фотографировать» – две похожие мысли, проносящиеся в моем мозгу, когда речь идет о женщинах». В документальном фильме о жизни и карьере Штерна, выпущенном весной 2011 года «Берт Штерн: настоящий безумец» (Bert Stern: The Original Madman), он рассказывает о главной страсти своей жизни – женщинах и фотографии. В этом фильме Штерн откровенно рассказал, как связи с женщинами, которых он фотографировал, стали причиной распада его брака с балериной Аллегрой Кент (Allegra Kent). Режиссёр этого документального фильма, Шанна Ломейстер (Shana Laumeister), впервые позировала для Штерна, когда ей было 13 лет. Шанна Ломейстер создала полный любви и сокровенной привязанности портрет Штерна. В фильме в изобилии представлены фотографии, архивные материалы, интервью знаменитых людей. Она исследует его творчество, работу со знаменитостями, и мы можем увидеть эту историю глазами человека, который получил почти всё, чего он хотел. Мы видим мужчину, который боготворит женщин и создает из них иконы. В результате фильм, «Bert Stern: Original Mad Man», является откровенным портретом фотографа – по словам Ломейстер, это "несовершенное кино ... в характерах людей есть противоречивость. Мы все противоречивы. Когда включается камера, все невольно начинают позировать и притворяться". Отношения Ломейстер и Штерна – это отношения музы и мастера - и фильм отражает это. "Я попыталась сохранить интимность этого фильма, я стремилась сделать его особенным. Берт потрясающий человек, который создал гениальные фотографии. Он человек, у которого в свое время были связи и деньги, но он всё равно таинственный и непонятный", - говорит Ломейстер. Жизнь Штерна - это удивительная история саморазвития: взлета, падения и обновления. Трейлер к фильму «Bert Stern: Original Madman» Выставки фотографий Берта Штерна
|
Copyright © Галеон |
Интернет-магазин
Багет онлайн
Багет срочно
|
|
|